Сибирские огни, 1988, № 9
сына моего, младенца Димитрия*, вельми щадил, отказавшись ему присягать? А меня самого, коли я осьми лет сиротою остался?.. Меня самого вы щадили? Не-ет!— вновь взметнулся он со скамьи и, расте рявшись от невозможности броситься сразу на всех, яростно потряс ру ками,— Нет, не будет пощады! Никому! Ни детям вашим, ни внукам! Вот когда наконец он дал волю тому, что нынче так упорно скрывал в себе, скрывал и надавливал, стараясь не всколыхнуть, не стронуть, не зацепить своим злом и враждой обступившую его вражду — великую и малую, явную и тайную, с которой еще не знал, как совладать, и потому не мог подняться против нее в открытую, не мог бросить ей вы зов, боясь, что у него окажется слишком мало приверженцев и защит ников. Степенность, спокойствие, благодушие, а более всего простота и смиренность — вот что было пока его самой надежной защитой. Еще как поехал он из Кремля, как собрался еще только поехать на прохладу на эту свою в Черкизово, так и напустил на себя это необыч ное спокойствие и благодушие, такое откровенно нарочитое, что каза лось, обмануть, подкупить им кого-то было просто невозможно. Но — как раз именно эта нарочитость и подкупала,- ибо была настолько от кровенной, настолько явной, что невольно вызывала обратное чувство, и никак не хотелось думать, что все это напускное, ложное, коварно-лука вое, принявшее ради какой-то цели личину степенности и благообразия. Наоборот, хотелось думать и думалось: а буде, и вправду он таков и есть, царь наш и государь, буде, и вправду все его зло и ожесточение — от зла, что он видит вокруг и испытывает на себе, буде, и вправду он степенен, и добр, и праведен? Думалось, не могло не думаться: Иван ведь и сам никогда не усомнялся в том, что он добр, праведен и что зло его — исключительно от чужого зла. Об этом он непрестанно твердил везде и всюду, оправдываясь за свое зло и казнясь, обвиняя других и казня. Да и нарочитость его, разве же она скрывала в себе осмыслен ное желание выдать зло за добро, преступное за праведное? Для этого ему нужно было бы признать за собой это самое зло и преступность. Но во всю свою жизнь он не сделает этого, и даже в минуты самых страш ных раскаяний признание в собственном зле будет только покорностью высшей силе... Нет, он не стремился выдать зло за добро, неправедность за благоче стие: так убого и неискусно он не притворялся! Нарочитость его была только в том, что как раз сегодня, вопреки всему, он был степенен и бла годушен,— сегодня, когда, казалось, все в нем должно было обратиться в злобу и гнев. Даже на пиру, во хмелю, удержал он себя, хотя от этого удержу у него самого душа изошлась перекипевшей кровью и у других только тогда и отлегло от душ, когда проводили они его, уходящего по чивать, последним, усердным поклоном. И вот-таки прорвало его. Про рвало! Должно быть, не достало больше сил справляться с собой, слиш ком надсадно стало его душе, не привыкшей к таким насилиям, а может, отпала надобность в притворстве: понял, что большего, может, и самого главного — чего, как казалось ему, он так и не добился,— уже не добить ся никакими притворствами. — ...И панихид не будет по вас! Ни могил, ни крестов! Сдохнете, как собаки,— без покаяния! Как сдох Данила Адашев, как Репнин, благоче стивый шут во боярстве. Что ты учинил с ним, Малюта? — Я удавил его, государь. — Опомнись, государь, опомнись! — возвысил молящий и протестую щий голос Челяднин.— Ты говоришь так, чтоб застращать нас! О Дани ле— не ведаю, но Репнина... Пусть иные возводят сей грех на тебя, а сам не черни своей души. Репнина ты не мог, государь... Не мог! — Повтори для него, Малюта, что ты учинил с Репниным? — Удавил. — Господи...— Челяднин судорожно поднес руку ко лбу, намеряясь, должно быть, перекреститься, но то ли сил у него не хватило, то ли по- » Д и м и т р и й — царевич,-первый-сын Ивана Грозного, умерший во младенчестве. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2