Сибирские огни, 1988, № 9

пропаганды отрицания их — преступно. Особенно сейчас, когда в полную силу на­ чалась борьба с проституцией, наркоманией. Когда вся центральная пресса пишет о том, что девочки увлекаются «красивой жизнью» и занимаются проституцией; вместо того, чтобы отвращать от этого, весь роман наполнен описанием и оправданием тако­ го образа жизни. Прочтя его, сделаешь вывод, что «все такие», а значит — все можно. А как Вы думаете? Е. КОНЬКОВА, старший инженер НИИ г. Ленинград Спасибо журналу и автору романа «Сергей Никонов (Предтечи)» В. К. Сапож- никову. Не задаваясь целью рецензировать книгу, скажу лишь о том, что особенно заде­ ло душу. Начну с языка. Он, я бы сказала, несовременно пластичен, читается как ритмическая проза, поэтому — легко, безотрывно. Вот уж и ночь глубокая, и глаза устали, а не оторвешься. Ритм не отпускает. И еще: все выпукло. Пейзаж ли, действующие лица — видишь, как на картине, вернее, в лепке. И непонятно, чем достигается эта зримость. Краски скупы, два-три штриха, а не только Лукерья или там Лешка Чугунов, но и отец Филарет рыжеборо­ дый — вот он, узнала бы, встретившись. Или это из-за постоянной напряженности повествования? А при чтении сцены в храме даже дыхание сбивается. По одной этой эмоциональности можно представить, сколько же автор нервных клеток на книгу положил!.. Но самое главное — вот какая странность; судьбы героев трагичны, а кончаешь читать, и впечатление остается светлое, как после высокой церковной службы. (Если принять во внимание, что я — атеистка, судите сами, как меня растревожили). Я долго думала, отчего бы это? Пришла к заключению, что автор, в противопо­ ложность многим нашим сверстникам, человек, вернее, писатель — добрый. Вы посмотрите, что получается: казалось бы, с возрастом люди должны становиться мудрее, а значит — добрее. Но... Что происходит с тем же Виктором Астафьевым, не говоря уже о Белове. Гуман­ нейший автор «Царь-рыбы» исходит желчью и смертельной злобой на вся и всех в «Жизнь прожить», «Печальном детективе» и «Месте действия». Говорят, добро должно быть с кулаками. Спорить не берусь, т. к. сама не из тех, кто подставляет левую, получив по правой. Однако кулак кулаку — рознь. Ведь и позиция В. Сапожникова, вернее, его героя, лишь на словах «не борьба, но созида­ ние». Но и бороться со злом можно, как Астафьев, с помощью площадной брани, а можно, как Никонов, добром зло попирая. Какова же действительность добрейшей этой книги? Не берусь говорить от имени всех читателей, но у меня такое чувство, будто омылась в Лебедь-речке после долгого и нелегкого — по нынешней жизни — пути. А когда снова придется восста­ вать против зла, поищу сначала, нельзя ли осилить его добром, чем бить наотмашь. В. ДИАКОНЕНКО г. Ярославль Шлю вам копию своего письма Нине Андреевой, автору статьи «Не могу поступить­ ся принципами» («Советская Россия», 13 марта 1988 г.) Письмо это я ей послал через газету. Считаю, что правду говорить людям необходимо не только в столичных из­ даниях. «Помнить или забыть?» — так я бы назвал свои горестные заметки о жертвах куль­ та личности. Современна ли полемика и дискуссии на «культово-застойные» темы, широко развер­ нувшиеся сейчас в печати? Портят ли они молодежь, социализм, наши идеалы? Не кампания ли это, долженствующая отвлечь от неких более важных политических сегод­ няшних проблем? Или, наоборот, не кощунство ли это над жертвами культа,— а рань­ ше где эти смелые сегодня авторы-ораторы были? Быть может, мой скромный горький опыт будет полезным для установления истины?»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2