Сибирские огни, 1988, № 9
пропаганды отрицания их — преступно. Особенно сейчас, когда в полную силу на чалась борьба с проституцией, наркоманией. Когда вся центральная пресса пишет о том, что девочки увлекаются «красивой жизнью» и занимаются проституцией; вместо того, чтобы отвращать от этого, весь роман наполнен описанием и оправданием тако го образа жизни. Прочтя его, сделаешь вывод, что «все такие», а значит — все можно. А как Вы думаете? Е. КОНЬКОВА, старший инженер НИИ г. Ленинград Спасибо журналу и автору романа «Сергей Никонов (Предтечи)» В. К. Сапож- никову. Не задаваясь целью рецензировать книгу, скажу лишь о том, что особенно заде ло душу. Начну с языка. Он, я бы сказала, несовременно пластичен, читается как ритмическая проза, поэтому — легко, безотрывно. Вот уж и ночь глубокая, и глаза устали, а не оторвешься. Ритм не отпускает. И еще: все выпукло. Пейзаж ли, действующие лица — видишь, как на картине, вернее, в лепке. И непонятно, чем достигается эта зримость. Краски скупы, два-три штриха, а не только Лукерья или там Лешка Чугунов, но и отец Филарет рыжеборо дый — вот он, узнала бы, встретившись. Или это из-за постоянной напряженности повествования? А при чтении сцены в храме даже дыхание сбивается. По одной этой эмоциональности можно представить, сколько же автор нервных клеток на книгу положил!.. Но самое главное — вот какая странность; судьбы героев трагичны, а кончаешь читать, и впечатление остается светлое, как после высокой церковной службы. (Если принять во внимание, что я — атеистка, судите сами, как меня растревожили). Я долго думала, отчего бы это? Пришла к заключению, что автор, в противопо ложность многим нашим сверстникам, человек, вернее, писатель — добрый. Вы посмотрите, что получается: казалось бы, с возрастом люди должны становиться мудрее, а значит — добрее. Но... Что происходит с тем же Виктором Астафьевым, не говоря уже о Белове. Гуман нейший автор «Царь-рыбы» исходит желчью и смертельной злобой на вся и всех в «Жизнь прожить», «Печальном детективе» и «Месте действия». Говорят, добро должно быть с кулаками. Спорить не берусь, т. к. сама не из тех, кто подставляет левую, получив по правой. Однако кулак кулаку — рознь. Ведь и позиция В. Сапожникова, вернее, его героя, лишь на словах «не борьба, но созида ние». Но и бороться со злом можно, как Астафьев, с помощью площадной брани, а можно, как Никонов, добром зло попирая. Какова же действительность добрейшей этой книги? Не берусь говорить от имени всех читателей, но у меня такое чувство, будто омылась в Лебедь-речке после долгого и нелегкого — по нынешней жизни — пути. А когда снова придется восста вать против зла, поищу сначала, нельзя ли осилить его добром, чем бить наотмашь. В. ДИАКОНЕНКО г. Ярославль Шлю вам копию своего письма Нине Андреевой, автору статьи «Не могу поступить ся принципами» («Советская Россия», 13 марта 1988 г.) Письмо это я ей послал через газету. Считаю, что правду говорить людям необходимо не только в столичных из даниях. «Помнить или забыть?» — так я бы назвал свои горестные заметки о жертвах куль та личности. Современна ли полемика и дискуссии на «культово-застойные» темы, широко развер нувшиеся сейчас в печати? Портят ли они молодежь, социализм, наши идеалы? Не кампания ли это, долженствующая отвлечь от неких более важных политических сегод няшних проблем? Или, наоборот, не кощунство ли это над жертвами культа,— а рань ше где эти смелые сегодня авторы-ораторы были? Быть может, мой скромный горький опыт будет полезным для установления истины?»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2