Сибирские огни, 1988, № 9
дов, приписок и пышных юбилеев быстро попали в число дефицитов. Потому ошибаю щийся, сердящийся сам на себя, назло всем и всему говорящий правду о себе и о жизни, неудобный в общении, доверчивый и впечатлительный Ваня вызывает стойкую приязнь. Стремясь углубить психологический ана лиз, В, Суглобов прибегает к традиционно му для русской литературы приему — подробному описанию символических снов героя. В сюрреалистических картинках от крывается читателю постоянно рефлексиру ющее подсознание героя, обыкновенного рабочего парня, одного из тех, кого долгое время пытались представить бравым мо- лодцем, не ведающим страха и сомнения. Нет, Ване страх, вернее — беспокойство за счастье и покой окружающих, известны очень хорошо. Вспомним его первый сон в экспозиции романа: иноземных парашюти стов, обрушивающихся на город. Кто из нас в последние годы не просыпался от этих тревожных снов? Естественны и Ванины сомнения: он чув ствует в себе недюжинные силы и, будто в сказке, три дороги предлагаются ему на выбор. Недаром три части романа так и называются — «В городе», «В теплом краю». «Дома». Работа на заводе, вступи тельные экзамены в институт. Суетливая городская жизнь с непременным соперни чеством, мелкими интригами — все это ка жется Ване чужим и ненужным. Д а и в гостях у родных во Фрунзе его больше все го волнуют рассказы бывших одьюсельчан, как социальные бури и перекосы 30-х го дов заставляли их покидать родную дерев ню, расставаться с привычным и любимым укладом. Но правда о деревне многолика и неоднозначна — и мы видим ее глазами матери героя, всю жизнь мечтавшей вы браться, переехать в город и яростно воз ражавшей против... возвращения сына. Ее устами говорит деревня 40—50-х годов, задавленная налогами, беспаспортная, исто во бредящая любой возможностью город ской жизни. И оказывается, что у сына и у матери родные Озерки на редкость раз ные. Если для Егоровой-старшей они на всю жизнь остались тюрьмой, крепостным игом, в котором ее насильно удерживали председатели, то для попадающего в город юного героя Озерки остаются символом гармонии, лада, постоянного созидания и преемственности: «Когда Ваня хотел сразу уснуть, он старался представить себе де ревню — с ее тишиной и покоем, какие быванэт или поздно вечером, когда все уже спят, или среди дня, когда все на работе, заняты каким-нибудь делом — даже дети, которые там не бездельничают в эту пору, и если не помогают старшим на огороде или на покосе, то уходят в бор по ягоды или по грибы...». Можно ли между этими двумя Озерками выбирать? Автор предлагает полюбить и понять деревню сегодняшнюю, помня о ее трудном и бедном прошлом, постоянно прорастающем в настоящем и во многом его объясняющем. «Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле...» — эти полные скрытой иронии строки А. Ахматовой по вторяет, проверяя себя, уже несколько по- к.олений молодых людей. Волнуясь, думает о любви и герой романа В. Суглобова. И, будто испытывая его на выдержку и глу бину, судьба посылает Ване двух женщин, признающихся ему в любви, почти повто ряя друг друга. В этом возрасте каждый выбирает между целомудренным девичьим признаньем и сулящими конкретные радо сти неплатоническими притязаниями за мужней приятельницы. Ване же физически неприятна Галя, вышедшая замуж без люб ви и теперь тоскующая от бессмысленности собственного комфортного существования: «Кажется, ничего не надо — был бы только рядом любимый и желанный...». Д а, за каждый удобный компромисс платишь частью души. Ваня от выгодных соглаше ний такого типа неизменно торопится укло ниться. Он не робок, нет, он нетороплив, основателен, надежен — дает себя знать сибирский характер! — и потому так тя нутся к нему люди. ...В юные годы редко думаешь о конечно сти жизни. Но героя В. Суглобова эта мысль волнует всерьез. Неожиданный сим волический сон, завершающий роман, напи сан явно в платово'вакой традиции. Он в какой-то мере примиряет Ваню с неизбеж ностью трагического жизненного финала. Ведь тому, кто чувствует себя частицей народной души, живет в ладу со своим предназначением, даруется ощущение есте ственности посмертного инобытия — в природе, в «безмолвном голосе благоуха ния» полевых цветов (А. Платонов), в сердце близких, в памяти народа. а ЗВОНАРЕВА Игорь Первенцев. Пурга. Роман. Якутское кн. изд-во, 1987. Горнообогатительный комбинат (его про дукция — алмазы) должен взять дополни тельные обязательства к и без того на пряженному плану. Необходимость этого диктуется якобы политической необходимо стью: в стране засуха, неурожай, хлеб приходится покупать за валюту, а алмазы как раз и есть валюта. Правда, сразу же возникает вопрос: разве «Зарница» — единственный источник валютных поступле ний? Возникает потому, что писатель и в самом деле представил все так, будто от сверхплановой прибыли одного комбината всецело зависит судьба страны. Конечно, это частность, во она настора живает по той простой причине, что слу жит точкой отправления, посылом основно го конфликта произведения. Конфликт же в общем виде сводится к выяснению того, сколько процентов к плану может дать предприятие со старым, изно шенным оборудованием, слабым соцкульт бытом. Министерство предъявляет завы шенные требования (сначала семь, потом десять процентов), а местное руко.водство исходит из реальной обстановки и предла гает соответственно — три и пять. Парал лельно и взаимосвязанно развивается кон фликт между директором «Зарницы» Зрае- вым и его ближайшим помощником, глав ным инженером комбината Козьминым,- а также секретарем райкома Унаровым, воз* -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2