Сибирские огни, 1988, № 9

у КНИОЕ.НОИ ПОЛУИ Виктор Суглобов. Возвраьцение. Роман. М., «Молодая гвардия», 1986. Стремительно развивается действие про­ изведения. Калейдоскоп событий, встреч, конфликтов уместился в один год жизни Ивана Егорова, переживающего сложный переход, «врастание» в штатскую жизнь, ибо два года службы в армии способны сильно изменить мироощущение молодого человека. Лишь в первые минуты повествование кажется эпически бесстрастным: в прозе В, Суглобова живет скрытая энергия, энер­ гия правды. Об этом качестве его расска­ зов писал еще В. Коробов, отмечавший, что «внутренняя пружина», поднимающая до романтического внешне спокойные, даже весьма сдержанные по манере новеллы, придает им особую горячность, своеобраз­ ное движение в развитии мыслей, характе­ ров, мотивов. Итак, после демобилизации, поработав в Новосибирске, побывав в Киргизии у род­ ных, Иван возвращается в родное сибир­ ское се.чо . Заметим, где бы ни жил герой, теплое слово «дом» ассоциируется у него только с деревней. Ибо лишь здесь по- настоящему радО'Валось сердце «этой уди­ вительной, нигде более не встречаемой сме­ си боровых и полевых запахов, которые он вдыхал с детства и только теперь научился отличать от всех других». Возвращение... Все чаще это емкое слово выносится в заголовок книги, романа, сти­ хов, повести (вспомним романы «Возвра­ щение» Исфандияра и «Возвращаю» Влади­ мира Соколова, сборник стихов В. Башуно- ва «Возвращение росы», поэтические мини­ атюры В. Берестова, М. Воронецкого, В. Митрохина). Возвращение к идеалам истинным, освобождение от всего конъюн­ ктурного, формального, показного — са­ мое ценное, пожалуй, качество нашего времени. Да, правда порой трудна и не­ лицеприятна. Но как же истосковались мы по ней за долгие годы парадных речений! И вот пришли дни, когда изменять и пере­ сматривать пришлось многое — вплоть до надписей на могильных плитах. И там, где значилась прежде лишь дата гибели не пе­ решагнувшего порог двадцатилетия челове­ ка, сегодня появляются слова: «Погиб, вы­ полняя интернациональный долг...» В последнее время «разрешенная сме­ лость» привела к тому, что появилось много острых, но спекулятивных и явно сделан­ ных наспех.публикаций. Роман В. Суглобо- ва выгодно отличается от них выверен- ностью нравственных оцен 01 К, четкостью авторско.й позиции, непринужденностью по­ вествовательной интонации. Может быть, чересчур подробно описывает иногда автор интерьер той или иной комнаты, слишком дотошно перечисляет незначительные быто­ вые детали, но своей главной цели он, бе­ зусловно, добивается. Воссозданная в точно увиденных реалиях, встает перед нами жизнь рабочей династии и ребят из завод­ ского общежития в Новосибирске, малень­ кое село Озерное с единственным новым домом — Коли Распопова, на удивление всем переехавшим сюда из города. Выразительнее и ярче других рисует про­ заик образы людей среднего и старшего поколения. Остается в памяти читателя Л еонард Петрович — Ванин сосед по обще­ житию — человек талантливый, но невезу­ чий. Эпоха застоя изрядно покорежила его судьбу: не смог Леонард выдержать иску­ шения «вечным праздником» — популяр­ ными выпивками по поводу и без повода. Инженер, изобретатель милостью божьей, он потерял все — семью, любимую работу, дом, и все же, спустя годы, нашел в себе силы подняться, шагнуть в иную жизнь. Надо и здесь отдать В. Суглобову долж ­ ное — он не злоупотребляет остродрамати­ ческими ситуациями. И потому смерть Л е­ онарда Павловича, наконец-то дождавшего­ ся отдельной квартиры и поверившего в себя, по-настоящему трогает читателя, воспринимаясь как непоправимая и траги­ ческая несправедливость. Автор передает нам св'Ое ощущение самоценности и непов­ торимости каждого из живущих на земле. И вспоминается платоновское: «Без меня народ неполный...» И все же самая большая удача романа — образ главного героя. Ваня Егоров — из тех, по ком тоскуют критики, сикидывая родную словесность требовательным оком в поисках положительного героя. Молодой человек едет по стране, задерживаясь в нескольких местах, достойно проявляя себя в сложных и конфликтных ситуациях. Читая роман, задумываешься о массовых миграциях населения. Стоит ли включать его в список наших достижений? Вспомним шукшинских героев — «чудиков», переехав­ ших в город и не прижившихся в нем. Ваня из романа В. Суглобова — иной породы. Он хочет чувствовать себя на своем месте, быть хозяином, а не гостем. Легко заметить, что же больше всего ценит автор в своем герое. Искренность и доброта — эти два качества в эпоху пара

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2