Сибирские огни, 1988, № 9
успокоительного конца рядом с кулаком фигуру коммуниста из папье-маше. И поэт Вера Инбер в стихах этого не делает, пото му что она художник, а в прозе еще пока шалит по-дамски, не учитьлвая вреда этой шалости. И Константин Федин не может подчинить ся рецензентам Госиздата потому, что зна ет, что ему, писательской особи, нужно для его рассказа. Обмазать патокой, про- сахарить кулака Свакера он не захочет. Но многие ли из нашей писательской армии могут дать такой отпор госиздатовским кри тикам? Ни у кого из знающих положение писателя, регистрируемого вместе со слу жителями культа, не может быть сомнений, что немногие. Писатель поставлен в советской общест венности в положение любовника в стихах Анны Ахматовой: «если ты у ног моих по ложен, ласковый, лежи». Над писателем бдят департаментские чиновники, и право дать социальный заказ узурпировано ими. И происходит невиданное снижение качества поставленных писателем художественных произведений. Положение создалось такое, что о комчванстве начинаешь мечтать, пусть бы оно цвело. Чиновничья робость горше в тысячу крат. При наличии комчв.ан- ства есть хоть решительность. А вот когда критикой завладел Молчалин, то литерату ру следует свернуть, закрыть чехольчиком и прикрепить ярлык «была». Такими ревнителями чиновничьего благо честия запутана не только литература, но вообще искусство. На днях мне сообщили, что в пьесе «Виринея», идущей в Акдраме, вычеркнут плач Виринеи после отъезда Павла. «Так как пьеса «Виринея» — малограмот ное для театра произведение, то актрисе трудно создать живой образ в ряде не относящихся к героине сцен, и каждый от дельный момент, где Виринея может пока зать себя, необходим для актрисы, чтобы получился образ», — я запротестовала. Мне соообщили из Акдрамы, что плач Виринеи изъят по предложению кого-то из ответственных коммунистов. Этот не из вестный мне твердокаменный человек зая вил: «Советские женщины не плачут, они сражаются и строят. Виринея не должна плакать. Вот, небось, Даша в «Цементе» не заплачет». Акдрама немедленно согласилась активи зировать «Виринею». А ведь в Акдраме есть люди большой культуры. Они почти тельно преклонились перед одним пожела нием начальства, хотя это было в ущерб делу. Литература, в которой после Октября числюсь и я, пусть на очень маленьком ме сте, для меня — мое дело, за которое вме сте со всеми несу ответственность и я. Поэтому я с полным правом, со всей полно той непосредственной заинтересованности в том, чтобы в Республике Советов выросла, а не снизилась художественная литература, заявляю, что положение плохо. Литературу снижают раболепные оценщики. Разумеется, каждый редактор и критик, принимая и оценивая художественное произведение, мо жет не угодить начальству, но он должен понять свою ответственность и перед чита телем. Напуганность создала такое положе'0 Спбьтгские огни № 9 ние, что литература стала убогим, почти однолошадным хозяйством. Нет в ней ни чего нового, никакого расширения. Безо пасней и спокойней печатать поэтов и писателей вполне благонадежных, а то черт его знает, еще на что нарвешься. И в результате эти благонадежные поэты и писатели почувствовали себя на неуплот ненном Олимпе враспояску. «А чего стес няться? Напечатают!» При мне редакцией журнала были приняты стихи Безыменского о девушке и о девушках, словом, десять заповедей о том, какова должна быть де вушка, которую разрешается любить ком мунисту. В стихах «обветшалая яркость наряда». Черные глаза черны, как июль ская ночь, голубые, как небо, все, как в ученической тетради еще моего сверстника, ныне, значит, близкого к сорокалетью. В чем же ценность этих стихов в наше время, ко гда в технике стихотворное производство бесспорно достигло высокого качества? За чем же печатать эти тезисы в плохой поэ. тической форме? Идеологическая выдер жанность одна, без формы, поэтического произведения не делает. За что же, собст венно, порочить Безыменского печатаньем невыгодного для него поэтического опыта? Когда я откровенно сообщила свое мнение об этом стихотворении Безыменскому, он мне ответил, что после чтения этого стихотво рения на каком-то вечере он получил много приветственных записок. Вот эти приветст венные записки и обязывают оберечь, не дискредитировать Безыменского, охранить поэта от его собственного неглижерства. После хвалы и славословий бьют не жалея, бьют до конца, мстят за обманутое дове рие. Это нам нужно помнить, и первейшая обязанность редакции и критики напоми нать нам об этом, не пользоваться благо надежной подписью в ущерб всему делу литературы, нашему делу. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОВЕЩАНИИ РАБОТНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА * Самое ценное в предложении, сделанном Алексеем Максимовичем, — это создать к двадцатилетию (Октября) синтез искусств. Вы видите, какая рознь между нами — совсем невольная и совсем не по злобе. Я думаю, что тов. Довженко не хотел так сердиться, как у него это выходило. Это невольно выходит. Мы говорим на разных языках, и если мы будем продолжать так говорить, то к двадцатилетию мы построим только вавилонскую башню, недостроенную. С чего начал Алексей Максимович и как ответил ему тов. Шумяцкий?’^ Наиболее реалистичным искусством является искусст во кино, потому что если даже мечту по кажут на экране, то она будет предельно реализована, ибо она уже будет показана. Следовательно, правдоподобие, реальность тех или иных доказательств при этом впе чатлении чрезвычайно важны. Когда Алексей Максимович говорит о неправдоподобии, тов. Шумяцкий отвечает • Совещание писателей, композиторов, художни ков и работников кино с А. М. Горьким состоя лось 10 апреля 1935 г. Стенограмма выступления Л. Сейфуллнной хранится в Пушкинском Доме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2