Сибирские огни, 1988, № 9
инством Шмидта изобраасено его умение хорошо слушать Илью Сельвинского, авто ра трагедии «Умка - Белый медведь» (в первой редакции - «Рождение класса») Автор любезно сообщает нам весь разговор с О. Ю. Шмидтом по этому поводу. Оно мож етбы ть. и уместно, такое подробное разъяснение собственного произведемя в целом дневнике, в полной книге. Но в от рывке Илья Сельвинский заслоняет собою «Челюскина» и Шмидта. Подзаголовок «Из дневника челюскинца» вызывает у читате ля иные надежды. И Б. Лавренев о сегодняшнем Париже сдает в печать, в ту же «Вечернюю .Москву» неопределенное, бледное содержанием про изведение «Поэт, устрицы и Робеспьер» Правда, хорошо описана внутренность «хар чевни» Но даж е поэт-метрдотель тонет в подробностях завтрака Бориса Андреевича Лавренева с его «спутницей». Я к ним обо им преисполнена живейшей личной симпа тии. Но даж е при наличии ее, в сообщениях о Париже мне, читателю, хочется больше узнать О Париже, о французах, чем о них самих. Тираж советских газет велик. Отрывки должны быть ценны и по форме и по содер жанию. И маленькие и большие по размеру наши произведения грешат эгоцентризмом в разнообразных его проявлениях. Флобер писал: «Не следует ничего любить, надо бес- п^ристрастно парить над всеми объектами» Это значит, что в творчестве не следует ни самого себя, никого и ничего любить жи тейской нашей мелкой любовью. Но есть другая любовь, очень трудная, ответствен ная, зрячая. Лишь она дает умение «па рить над всеми объектами». Поэт или писа тель из всех полученных от жизни впечатле ний выбирает самое насущное, что в твор честве питает его. Его вера, его классовая сущность, его любовь руководят зрением слухом, мышлением. Это — материал. Но в художественной обработке материала автор должен быть строг, холоден к собственной особе, к л и ч н ы м , в прямом значении это го слова, ощущениям. В этом основная трудность ремесла. «Кто говорил об упое нья вымысла, благословлял поэзии дары. Ах, не одна душа еще не вынесла бесслед но этой дьявольской «игры»! (Нат. Кранди. евская). «Дьявольская игра» и заключает ся в том, чтоб в «упоенье вымыслом» отве сти каждому объекту точное, ему надлежа щее место. Должны быть бесстрастно унич тожены м е л к и е собственные восклицания, подавлена личная боль воспоминаний, сла дость маленького собственного восторга. «Над вымыслом слезами обольюсь»,— сооб щает Пушкин, не теряя прекрасного ритма. И читатель хочет плакать вместе с ним. Над нашей прозой и стихами он часто пла чет там, где мы не ожидаем слез. Происхо дит это потому, что мы творим легче, без ответственней. Прошлое гнусно, мы о нем недостаточно ясно вспоминаем. Настоящее любим «и сплошной красной краской ма люем небо и забор» (Д. Бедный, стихотво рение «Печаль»). В книгах о торжестве Октябрьской рево люции мы в большинстве изображаем, как Советская власть победила дегенератов, подлецов и трусов. Жизнь грубей и глубже. Победивший класс поверг во прах много волевых, прекрасно одаренных, честно слу живших с в о и м убеждениям людей. Храб рых людей, но не н а ш е й правды и не н а ш е й чести. Он победил не гнилого, а сильного врага. И в литературе, как в ж и з ни, легче одержать победу над слабым вра гом. Мы и склоняемся к линии наименьшего сопротивления. Наша любовь к стране, к на шему строю, во всему, что крепит СССР, в произведениях наших — малосильна. Пото му что мы слишком субъективны. Мы не па рим над объектами. И эта любовь наша све тит, как маленький фонарик. При его свете мы часто кричим «ура», когда надо кричать «караул». Нужен беспощадный прожектор творческой любви для произведений, до стойных эпохи. О перерождении единолич ника в колхозника написано много книг, а запоминается, сердит или убеждает лишь «Поднятая целина». В ней пласты жизни захвачены глубоко. Любимые и вражеские объекты освещены равномерным светом знания — чему погибнуть, чему расти. При свойственных и Шолохову провинциализ- мах книга все же побеждает читателя. Низовой партработник определил плохую пашню так: «Борозды неправильные, и вся пахота имеет лишь идеологическое значе ние». Таковы же борозды в сознании чита теля от многих наших книг. В них лишь на строение автора, соответствующее человеку нашей эпохи. Но ведь одного настроения для читателя мало. Он хочет видеть много образную действительность, создающую по добные настроения. Ему нужны доказатель ные образы, утверждающие правоту нена висти к прошлому, дающие прозрение не пременного будущего. А то ведь при соот ветствующем, а не враждебном настроении создан был лозунг, возмутивший Ленина: «Царству рабочих и крестьян не будет кон ца». И в наши дни в одном клубе большого провинциального города был вывешен ло- зунг: «Век живи, век учись, умри ударни ком». Хорошо, что умный партиец не посчи тался с восторженным настроением автора и до начала вечера снял эту надпись. Мы любим, иногда умеем изобразить обстановку победного пункта. Однажды случившееся геройство, явно обнаруженный подвиг, му зыка, знамена, красота! А в жизни все про исходит медленней, верней и неприметней. Новое утверждается вершок за вершком, шаг за шагом. Большие трудности в построении социали стического общества заключаются в преодо лении мелочей, микроскопических вреди тельств, очень будничных мук в семье, на работе, в быту. Верная картина изумитель ной нашей жизни восстанет в книгах лишь при такой кропотливой работе писательско го сознания. Без них — ставка на едино личный героизм, на знамена, на победную музыку будет бита. О КРИТИКАХ « В январском номере «Журналиста» за 1926 год напечатано заявление редакции: «Наша критика только тогда будет иметь серьезное воспитательное значение, когда • Статья написана в 1925 г. В 1958 г. передана сестрой писательницы в журнал «Сибирские ог ни». К печати не принята, потому что касалась острых вопросов литературной цензуры. Под линник хранится в Пушкинском Доме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2