Сибирские огни, 1988, № 9
— неявный вредитель, неявный мерзавец такой, которого нам оставила старая, ка зенная, служилая Россия. Не герой, те тво рец, а такой, который ложится грузом на всякие начинания и который вредит не по тому, что хочет жить легко, не приемлет дела, в котором нужно действовать ответст венно за каждый свой шаг и поступок. Он вредит самым своим прислуживанием Изображение таких героев, коварных при- служников Советской власти, необходимо ибо это тоже рисует нашу эпоху. Тов. Селивановский очень нехорошо обру шился на это произведение. Он критиковал «вульгарно», как сам определил. Он сказал- «Не обвиняйте меня в вульгарности крити ческого приема. Не подумайте, что я мысли героя произведения приписываю автору» Рассказ написан от первого лица, и рассуж дения героя Селивановским приписаны автору, а так критиковать рассказы, по- моему, не нужно. Нельзя уничтожать необ думанной критикой такие хорошие расска зы, потому что это отпугивает, это заставля ет некоторых попутчиков вязать спешно рукодельице, писать в повестях и романах историю интеллигенции, особенно не заду мываясь, и этим создавать явную красную халтуру, создавать возмутительную литера- турУг Я работаю в некоторых редакциях. При званные в литературу несут в них свои ру кописи. Среди этой нужной поставки боль шая часть не годится для печати. Нужна строгость отбора и в первую очередь борь ба с упрощенчеством, с халтурой. Произ ведение бывает очень плохим, зачастую по тому, что примитивно построено именно в целях слепого восхваления. Иной раз у не лишенного дарования автора из-за этой це ли получается произведение скверного ка чества. Ну, например, «Утро молодого удар ника...» Одно название за себя говорит. (С м е X.) Изображение той раскаленной топки, в которой корчатся борющиеся классы, тако го полотна революции для изображения ве личайшей перестройки старой России, кото рое заставило бы содрогнуться, нет, но и восславить появление этого величайшего по лотна — не позволяется сделать. Мешают, во-первых, спешка, во-вторых,— явное иска жение критикой любого образа, рисующего все опасности, все трудности нашей ответ ственной жизни. И классы, корчащиеся в топке, изображаются как враг, над которым легко посмеяться. Трудности строительства в художественном изображении преодолева ются легко. И ясно, что «Соть» Л. Леонова и «Гидроцентраль» М. Шагинян не вплета ют авторам новых лавров в их венки. Это стояние на месте. Когда Селивановский в докладе упрекал меня в молчании, то прежде всего он не совсем внимательно отнесся к тому, что производит племя, которое лелеется для та ких докладов (С м е х.) Мною написаны пьеса, текст оперы (правда, совместно с Правдухиным), опера уже идет в Мариинке. Затем есть ряд очерков и рассказов. Но большого произведения, претендующего быть романом эпохи реконструкции, у меня нет. Такого большого полотна, несмотря на все упреки в отставании, спешно я не сде лаю, потому что мне дорога советская лите ратура. И. товарищи, я призываю оберегать ее от навалов дешевой скороспелки. На этом надо заострить внимание. Тем, кто, боясь опоздать, запыхавшись, кричит «аллилуйя» в своих произведениях и на собраниях, не надо спешить аплодировать. ПИСАТЕЛЬ И ПАРТИЯ* Организованность — исключительно не русское слово. Исконно русским его не за менит даж е Вл. Даль. Организованность до стигается волевым напряжением человека, а застарелая национальная болезнь — без волие. Широта русской души, неукроти мость порывов, вредная доброта — все это лишь следствие безответственности перед собой, перед обществом, перед государст вом. Воспетая чудесными голосами, в стихах и в прозе, избяная Русь, с ее расточитель ностью, с грязными, шелудивыми святыня ми, с рабьей безропотной бедностью, с без дорожьем, с невзрытыми недрами, с негра мотностью — тяжелое отечество. Какая мохьет быть организованность в стране, где «в душу мне смотрят из ночи, поднявшись над сетью бугров, жестокие желтые очи безумных твоих кабаков»? Где — «что там думать, что там ждать, дунуть, плюнуть, наплевать, веселиться, пить да жрать» (А. Белый). Старый быт основных, кормящих слоев населения с его глубоко вкоренившимся хо лопством и хамством сломал не одну че ловеческую волю. Интеллигенция, разобщенная все той же прославленной российской широтой, в боль шом количестве состояла в «невольных зри телях», по определению Горького («Клим Самгин»), В том же романе умная хлыстов ка Марина говорит: «Но вот что я знаю — критически мыслящая личность Дмитрия Писарева давно уже лишняя в жизни, выш ла из мрды, критика выродилась в навязчи вую привычку ума и — только». Эта «навязчивая привычка ума» в соеди нении с неряшеством, ленью, безответствен ной жалостью, со всеми «качествами» ши рокой русской души растлевала волю от дельного человека и всей нации. Многие из нас, крупных и маленьких ин теллигентов, не принимали большевизм именно из ненависти к жестокой, органи зующей, единственно творческой воле. Соз дание стойкого государственного организма на развалинах старой Руси — следствие ор ганизованности партии, ее целевой воле- устремленности. В новом государстве возникла и новая литература. Взаимно отталкиваясь, все же соединились в ней голоса приемлющих, не- приемляющих и полуприемлющих партийное руководство. И наша художественная лите ратура при всех ее недостатках разнообраз на и богата подземными свежими ключами. За ней право на жизнь. Она отображает новые нехоженые пути. Не случайно самые крупные буржуазные издательства за рубежом, несмотря на кризис, охотно издают романы и повести только о коллективизации сельского хозяй ства, о новостройках, о чем только мы в * Впервые статья опубликована в «Литературной газете» (1933, 17 сентября).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2