Сибирские огни, 1988, № 9
ь^НАШИ П Ы В Л И К А Ц И И Лидия СЕЙФУПЛИНА ВОСПОМИНАНИЯ, СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ Первое крупное произведение Лидии Николаевны Сейфуллиной (1889—1954) т- повесть <Ч^ыре главы» — появилось в первом номере только что организованного журнала ^Сибирские огни» (1922). Повесть вызвала многочисленные отклики и в том же году вышла в Барнауле отдельным изданием. А последуюш,ие произведения писательницы — рассказ «Правонарушители» (1922), повести «Перегной» (1923) и «Виринея» (1924) — поставили ее в ряд первых значительных писателей Советской России. Н. Асеев в обзоре текущей литературы отнес «Правонарушителей» к произ ведениям «подлинного мастера», автор «Педагогической поэмы» А. Макаренко назвал этот рассказ классическим. Повесть «Перегной» вошла в сознание советского читателя как одно из первых произведений русской реалистической литературы пореволюционного времени, про никнутых идеями большевизма. Взволнованным словом одобрения встретил повесть «Виринея» Д. Фурманов. «Путь Виринеи— путь миллионов», — заявил он в рецензии и. тем самым подчеркнул, что такие, как Виринея, САМИ разобрались, что жить так, как они живут в деревне, — невозможно и, что дело революции, в конечном счете, — их кровное дело. В 1925 году А. Попов, режиссер Московского театра имени Евг. Вахтангова, поставил пьесу «Виринея», написанную Л. Сейфуллиной совместно с В. Правдухиным. Спектакль имел огромный успех, потому что на сцену пришли новые герои, рожденные револю цией. А. Луначарский так отозвался о спектакле: «Если Виринею в книге я не скло нен был признавать большим положительным типом, а лишь чем-то стоящим на ру беже, на пороге к нему, то Виринею театра я готов во всякое время провозгласить одним из самых светлых, поучительных образов, какие дало нам послереволюцион ное искусство» (см.: Л. Сейфуллина. Моя встреча с вахтанговцами.— Собр. соч. в 4 т. М., «Худ. лит.», т. 4, с. 314). Пьеса ставилась во многих театрах страны. Она была первой советской пьесой революционного репертуара, показанной за границей — в Чехословакии, во Франции. Она превратилась в крупное острополемическое явление искусства на международной сцене, в котором советские деятели литературы и искусства отстаивали передовые идеи века. Спектакли, по свидетельству А. Попова, неизменно сопровождались бурной реакцией зрителей. Сохранившаяся «страничка воспоминаний» «Тревожная ночь» относится, судя по началу, к 1941 году и примыкает к широко известной статье-воспоминанию Л. Сей фуллиной о начальном периоде существования журнала «Сибирские огни» — «Па мятное пятилетие» (1927) — и, следовательно, имеет историко-литературное значе ние. Кроме того, эти воспоминания дают характеристику Новосибирска начала 20-х годов. Мы ощущаем чрезвычайно трудные условия конца гражданской войны, в ко торых создавался первый в стране толстый литературно-художественный журнал. Пусть эпизод, рассказанный здесь, и кажется мелким, но он дает возможность в полной мере ощутить эти нелегкие условия, когда барон Унгерн и его сподвижники, в том числе и из уголовного мира, вставали перед советскими людьми живыми и по-прежнему опасными: по приговору Новониколаевского ревтрибунала Унгерн был расстрелян, но банда реакционеров еще действовала по Сибири. Вторую часть литературного наследия талантливой писательницы представляет ее критика с отчетливо выработанными литературно-эстетическими взглядами. Особен но показательна в этом отношении статья «О критиках», написанная в 1926 году, когда нападки на произведения Сейфуллиной особенно участились, и Л. Рейснер бы ла вынуждена вступиться за нее в статье с гневным названием «Против литературного бандитизма» («Журналист», 1926, № 1). Произведение Л. Сейфуллиной до сих пор не публиковалось, и совершенно напрасно, так как наглядней других ее выступлений подтверждает слова Вл. Лидина: «У Лидии Николаевны Сейфуллиной был темпе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2