Сибирские огни, 1988, № 9

небоскребы ведомств. Например, самое вы­ сокое здание в районе главной площади города,— на первом этаже которого нахо­ дится магазин «Одежда», различные учреж­ дения. Что возвышается возле кинотеатра «Победа» на улице Ленина, 12, вместо снесенного комплекса красивейших старин­ ных домов, включавших учительскую семи­ нарию? Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов материально-технического снабжения. Ведомственных «свечек» в цен­ тре города становится все больше... Казалось бы, огромный город, по площа­ ди занимающий одно из первых мест в стра­ не, каменных и деревянных строений, по отношению ко всей застройке, в нем счита- ные проценты, малая толика. Почему же гибнут последние остатки нашей памяти, почему именно под памятники истории и архитектуры ГлавАПУ без устали подводит проекты современных зданий? Понятно, что могущественному заказчику не составляет большого труда собрать необходимые подписи. Понятно, что построить себе зда­ ние в центре города выгодно и удобно: все рядом, дороги и коммуникации подведены... Но где же городской градостроительный дирижер? ГлавАПУ по-прежнему, вот уже много лет, проявляет «исторический нигилизм». С его ведома уничтожались и продолжают уничтожаться памятники старины. С его согласия изуродовали Александровский со­ бор, именно ГлавАПУ поставило последнюю решающую подпись под проектом проведе­ ния метрополитена под Торговым корпусом. (Не нужно быть специалистом, чтобы по­ нять, сколь опасна вибрация для этого старинного здания). Предлагались самые различные развязки подземных путей, а выбрали наихудший — именно под старину подкоп сделали! Нарушается один из важ­ нейших градостроительных принципов на­ шего времени — сочетание нового со ста­ рым. В предновогодней статье известный уче­ ный-краевед, доктор исторических наук профессор Л. М. Горюшкин писал:’ «Хоте­ лось бы... осуществить отличный проект вы­ пускников НИСИ «Историко-архитектурный центр Новосибирска», разработанный под руководством С. Н. Баландина. Он преду­ сматривает реконструкцию и частичную ре­ ставрацию центра нашего города, создание десяти зон и пешеходно-экскурсионного маршрута по улице Ленина». А ведь с того времени, когда проект по­ лучил отличную оценку, семь лет прошло! И ничего даж е не начато! Вместо осуще­ ствления проекта, предусматривающего со­ хранение старины, только за последние годы снесено около 5 тысяч домов. Скорее всего снесут все до одного, но площадь цен­ тральных городских районов, в конце кон­ цов, не резиновая: рано или поздно в центре нечего будет сносить. То есть всемогущим конторам придется строить себе «офисы» на окраинах, а сегодня ведомства в первую очередь извлекают сиюминутную выгоду, позиция же временщика и чиновника извест­ на давно: после меня — хоть потоп. Страш­ ная позиция. Напрашивается вывод: если счет загубленных памятников идет на тыся- ’ Взгляд на истерию, ноября, 1987, 5 Сибирские огни № 9 «Советская Сибирь», 22 чи, значит, осуществляется тотальное и пла­ номерное уничтожение деревянной архи­ тектуры города. Уже сегодня по сведениям ВООПИиК из 60 домов-памятников русско­ го народного деревянного зодчества оста­ лось лишь 14. В общем реестре «за вет­ хостью» списаны и потеряны навечно уни­ кальнейшие памятники нашей малой Ро­ дины. А вот еще деталь: как выглядят наборы открыток и буклеты «Новосибирск», про­ дающиеся в киосках «Союзпечати»? Там кратко и достаточно обстоятельно описана уникальная история возникновения и раз­ вития города на Оби. Но, кроме Дома Л е­ нина, нет изображения ни одного дома -р- ровесника города. Ни одного! Да, они поьса еще есть, но большинство из них не в «фо­ тогеничном» состоянии. Здание той же первой женской гимназии П. А. Смирновой, что на углу улицы Ленина и Урицкого. Здесь преподавала революционерка К. С. Полянская, учились член Обской группы РСДРП 3. Галунова, А. Бердникова и другие. Сегодня в бывшей гимназии распо­ лагается школа № 40. На здании висит доска: «Памятник русского народного дере­ вянного зодчества. Охраняется государст­ вом». Изменилось ли что-нибудь в облике первой женской со времени пожара 1977 года, все же более 10 лет прошло? Нет, над главным входом все те же обуглившиеся черные доски. Великолепный декор налични­ ков окон в виде растительного орнамента и туго свернутого листа папируса от времени посерел, превращается в труху. Во дворе с окон наличники и вовсе содраны. Кирпичная кладка первого этажа сыплется. Кто же и каким образом охраняет этот памятник? Казалось бы, учебное заведение с бога­ тейшими традициями: как бы сама собой предполагается в интерьере галерея фото­ портретов выдающихся учителей и учеников, какой-нибудь исторический уголок, стенд или хотя бы почетный паспорт. Разговора с директором школы, которая работает здесь 25 лет, не получилось. На вопрос, что было в этом здании прежде, подумав, та ответи­ ла: «Говорят, что была какая-то гимназия». Старые дома — свидетели прошлой жиз­ ни, жилища предыдущих поколений, вехи прежних эпох. Почему мы равнодушно про­ ходим мимо, когда их разрушают? Нас никто никогда не учил читать узор налич­ ника, ценить красоту орнамента, понимать народную эстетику. Кто был в Томске — знает, какая там, буквально на каждом ша­ гу, красотища. В городе работает мощный реставрационный центр со штатом 200 че­ ловек, осваивающий в год 1 млн. рублей. В Новосибирске существует лишь реставраци­ онная мастерская, которая не имеет своей производственной базы. Раньше там труди­ лось несколько человек, теперь несколько десятков, во и прежде и сейчас мастерская занимается делами, далекими от реставра­ ции. Нередко можно слышать аргумент диле­ танта: «Кому нужно старье? Вон какие сов­ ременные красивые дома строят». Скорее всего, подобные рассуждения относятся к внешнему облику нового и старого — оно у нас явно не в равноправных условиях. Но так ли уж красивы современные здания? В свое время, к примеру. Челюскинский жил

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2