Сибирские огни, 1988, № 9
программы национальных школ должны быть более четко ориентированы на про изводственно-трудовую деятельность свое го этноса и этническую культуру, учиты вать этнопсихологические особенности вос- питуемых. Важно в этой связи ориентиро вать национальную интеллигенцию на изу чение этнопедагогической культуры своих народов. Особое внимание следует обратить на возрождение национального игрового фольклора. Детям надо вернуть полнозвуч ное и многокрасочное детство! Внимательный читатель обязательно з а даст вопрос: «А как же с законом о всеоб щем обязательном среднем образовании?» Я не знаю, как быть с законом, но знаю, каковы последствия его повсеместного ис полнения: погоня за всеохватностью, про центомания, принижение роли учителя, к а тастрофическое снижение общего уровня подготовки учащихся общеобразовательных школ. Среднее образование в системе про фессионально-технического образования та ковым является только юридически, но не по сути своей. Д а и нужно ли оно каждому советскому человеку? Большая часть тру довых профессий его не требует. Обеспечение наборов высших учебных за ведений, конечно, дело важное. Но нужно ли нам столько специалистов высшей ква лификации, сколько их выпускают вузы? США их выпускает в шесть раз меньше, а по объему производства (я уже не говорю о качестве) превосходят нас вдвое. На мой взгляд, непомерно раздутая система высше го образования — узаконенная форма рас транжиривания народных средств, экономи чески пагубное порождение бюрократической системы управления производством. Рано или поздно мы придем к пониманию исти ны, что погоня за количеством специалистов привела к снижению уровня их квалифика ции, а новые экономические формы управ ления производством неизбежно приведут к многократному снижению потребности в вы пускниках вузов в колхозах, совхозах, на фабриках и заводах. Что касается малых народов Сибири и Дальнего Востока, то в школы-интернаты для )ьчащихся восьмых-одиннадцатых клас сов необходимо направлять ребят, проявив ших способности, тех, кто со временем по полнит ряды национальной интеллигенции Мы охотно признаем этническую само бытность и неповторимость малых народов народностей, самобытность и неповтори мость их этнических культур. Поэтому в полной мере должны признавать ценности и жизнеспособности традиционных институ тов, обеспечивавших на протяжении много вековой истории наследование этих культур. Отсюда следует вывод: предоставить малым народам право самим решать, какая система воспитания (шире — социализации) наиболее приемлема для них: ныне сущест вующая и обеспечивающая быстрое приоб щение к европейской цивилизации или на ционально самобытная, гарантирующая творческое развитие традиционных про мыслов, этнических культур. Иными словами, мы должны понять, что имеем дело не с отсталыми народами, а с творцами и носителями отличной от нашей, но высокой культуры, что подходить к ее оценке с нашими мерками неправомерно. Перестраивая их быт и культуру по _нашим образцам, мы наносим непоправимый урон физическому и духовному здоровью малых народов Сибири. Надо искать нестандарт ные решения их современных проблем. Искать вместе с ними. Марк ГОТЛИБ, старший государственный инспектор Западно-Сибирской региональной инспекции по охране атмосферного воздуха ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЮ о ПОПЫТКЕ БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ ЧЕРЕЗ ДЫМОВУЮ ЗАВЕСУ У меня ва столе очередная жалоба. Л<алоба справедливая: действитель но, Новосибирский химический завод много лет отравляет атмосферу нашего го рода. В установленном порядке, в установлен ные сроки я отвечу заявителю. Напишу, ко го и на сколько рублей мы оштрафовали, перечислю, кого мы лишили премии и на сколько процентов, не забуду отметить, что в ближайшее время мы постараемся за крыть один из цехов завода. Удовлетворит ли мой краткий ответ за я вителя? Думаю, нет. А на подробный, про стите, нет времени! Уже сбился со счета, на сколько подобных писем ответил в этом го ду. И все лаконично, по-деловому, а хочет ся поговорить без спешки, без суеты. Тем более что на вопросы: «Как мы дошли до жизни такой?» и «Когда это кончится?» — в двух словах не ответишь. Итак, прошу заявителя превратиться в читателя. Начнем с Дарвина. В фундаментальной работе «Происхож дение видов» Чарльз Дарвин приводит пример, ставший хрестоматийным: количе ство красного клевера в значительной сте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2