Сибирские огни, 1988, № 9

программы национальных школ должны быть более четко ориентированы на про­ изводственно-трудовую деятельность свое­ го этноса и этническую культуру, учиты­ вать этнопсихологические особенности вос- питуемых. Важно в этой связи ориентиро­ вать национальную интеллигенцию на изу­ чение этнопедагогической культуры своих народов. Особое внимание следует обратить на возрождение национального игрового фольклора. Детям надо вернуть полнозвуч­ ное и многокрасочное детство! Внимательный читатель обязательно з а ­ даст вопрос: «А как же с законом о всеоб­ щем обязательном среднем образовании?» Я не знаю, как быть с законом, но знаю, каковы последствия его повсеместного ис­ полнения: погоня за всеохватностью, про­ центомания, принижение роли учителя, к а­ тастрофическое снижение общего уровня подготовки учащихся общеобразовательных школ. Среднее образование в системе про­ фессионально-технического образования та­ ковым является только юридически, но не по сути своей. Д а и нужно ли оно каждому советскому человеку? Большая часть тру­ довых профессий его не требует. Обеспечение наборов высших учебных за ­ ведений, конечно, дело важное. Но нужно ли нам столько специалистов высшей ква­ лификации, сколько их выпускают вузы? США их выпускает в шесть раз меньше, а по объему производства (я уже не говорю о качестве) превосходят нас вдвое. На мой взгляд, непомерно раздутая система высше­ го образования — узаконенная форма рас­ транжиривания народных средств, экономи­ чески пагубное порождение бюрократической системы управления производством. Рано или поздно мы придем к пониманию исти­ ны, что погоня за количеством специалистов привела к снижению уровня их квалифика­ ции, а новые экономические формы управ­ ления производством неизбежно приведут к многократному снижению потребности в вы­ пускниках вузов в колхозах, совхозах, на фабриках и заводах. Что касается малых народов Сибири и Дальнего Востока, то в школы-интернаты для )ьчащихся восьмых-одиннадцатых клас сов необходимо направлять ребят, проявив ших способности, тех, кто со временем по полнит ряды национальной интеллигенции Мы охотно признаем этническую само бытность и неповторимость малых народов народностей, самобытность и неповтори мость их этнических культур. Поэтому в полной мере должны признавать ценности и жизнеспособности традиционных институ­ тов, обеспечивавших на протяжении много­ вековой истории наследование этих культур. Отсюда следует вывод: предоставить малым народам право самим решать, какая система воспитания (шире — социализации) наиболее приемлема для них: ныне сущест­ вующая и обеспечивающая быстрое приоб­ щение к европейской цивилизации или на­ ционально самобытная, гарантирующая творческое развитие традиционных про­ мыслов, этнических культур. Иными словами, мы должны понять, что имеем дело не с отсталыми народами, а с творцами и носителями отличной от нашей, но высокой культуры, что подходить к ее оценке с нашими мерками неправомерно. Перестраивая их быт и культуру по _нашим образцам, мы наносим непоправимый урон физическому и духовному здоровью малых народов Сибири. Надо искать нестандарт­ ные решения их современных проблем. Искать вместе с ними. Марк ГОТЛИБ, старший государственный инспектор Западно-Сибирской региональной инспекции по охране атмосферного воздуха ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЮ о ПОПЫТКЕ БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ ЧЕРЕЗ ДЫМОВУЮ ЗАВЕСУ У меня ва столе очередная жалоба. Л<алоба справедливая: действитель­ но, Новосибирский химический завод много лет отравляет атмосферу нашего го­ рода. В установленном порядке, в установлен­ ные сроки я отвечу заявителю. Напишу, ко­ го и на сколько рублей мы оштрафовали, перечислю, кого мы лишили премии и на сколько процентов, не забуду отметить, что в ближайшее время мы постараемся за ­ крыть один из цехов завода. Удовлетворит ли мой краткий ответ за я ­ вителя? Думаю, нет. А на подробный, про­ стите, нет времени! Уже сбился со счета, на сколько подобных писем ответил в этом го­ ду. И все лаконично, по-деловому, а хочет­ ся поговорить без спешки, без суеты. Тем более что на вопросы: «Как мы дошли до жизни такой?» и «Когда это кончится?» — в двух словах не ответишь. Итак, прошу заявителя превратиться в читателя. Начнем с Дарвина. В фундаментальной работе «Происхож­ дение видов» Чарльз Дарвин приводит пример, ставший хрестоматийным: количе­ ство красного клевера в значительной сте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2