Сибирские огни, 1988, № 9
жизни, из системы ссжиализации исключа ется и окружающая среда. В традиционной жизненной обстановке, воспитываясь в семье, любой ребенок еже дневно, ежечасно оказывался в положении исследователя, ему приходилось решать множество, пусть примитивных с точки зре ния взрослых, но исследовательских задач. Уходя в тайгу или тундру, он должен опре делить цели и направление движения, сте пень безопасности пути, надежность средств самозащиты, выбрать ориентиры для опре деления обратного пути, запомнить их, вести отсчет времени, оценивать, какие рас тения съедобны, какие — яд, и т. д. и т. п. Подвергая себя опасности, ребенок все, что его интересует, испытывает на цвет, на за пах, на вкус, на прочность, на полезность... В таких случаях — они были повседневны ми — ребенок не получал, а добывал необ ходимые для жизни знания. Нет необходи мости доказывать, что добытое собственным трудом, собственными усилиями, прочно закреплялось в памяти, утверждало актив ное начало человеческой личности, укрепля ло нерасторжимые связи ее с природой. Полная зависимость учащихся школ-ин тернатов от воспитателей, незащищенность перед их всесильной волей, особенно если последние не оплодотворены высокой педа гогической мыслью и нравственным долгом перед воспитуемыми, толкают сильных на явный или скрытый протест, слабых — на путь^ угодничества, приспособленчества; у детей создается болезненно-деформирован ное представление о действительности, иска жаются нравственные ориентиры, размыва ются нравственные идеалы. Подобная ситуация практически не воз можна в обычной общеобразовательной школе хотя бы потому, что там нет полной зависимости воспитуемых от воспитателей. Если воля невежественного и даже зло намеренного педагога и стремится придать негативный характер жизни детского кол лектива, то ее давлению противостоят семья и окружающая среда, способные нейтрализовать любую пагубную тенденцию. В школах-интернатах их воздействие почти не ощущается. В любой семье чуть ли не с колыбели на чинали приучать детей к труду. Им поруча ли уход^ за младшими детьми, не требующие большой физической силы работы по дому, по уходу за собаками и т. д. Не школьная’ игра в работу, а повседневное прямое уча стие в труде давало первичные трудовые навыки, а главное — ощущение своей по лезности, важности своей работы и для других членов семьи. Такая работа давала удовлетворение, рождала чувство коллек тивизма, долга, человеческого достоинства. Школы-интернаты, даже при строгой ори ентации на самообслуживание школьников, не^в состоянии заменить семью с ее трудо вой повседневностью и нравственно-психо логической взаимозависимостью. Педагогические знания, педагогический опыт этноса реализовывали в повседневной педагогической практике старшие члены семьи, в первую очередь родители. Они же несли ответственность перед родом, племе нем за воспитание своих детей. Забота о продолжении рода и его жизнеспособности являлась не просто обязанностью, она составляла основу всей духовной жизни семьи. Семейная иерархия определяла не столько права, сколько обязанности каж д о го члена семьи. Школы-интернаты разъединили детей и родителей. От этого пострадали и те и другие. Не имея возможности использовать на практике педагогические знания и педа гогический опыт предков, старшее поколе ние постепенно утрачивало их. Разобижен ность детей и родителей отнюдь не спо- , собствовала поддержанию и развитию их взаимной любви и привязанности, разру шала веками сложившийся механизм наследования культуры. Школы-интернаты снимают с родителей ответственность за воспитание детей, лишая этим актом глав ного духовного стержня жизни. Словом, семья, переложив экономические, правовые и педагогические заботы о воспи тании потомства на государство, утратила свои социализирующие функции, не оказы вает сколько-нибудь заметного влияния на процессы формирования подрастающего по коления. Утратили эти функции роды и пле мена. Если изжили себя или разрушены внешней силой и не могут успешно функ ционировать в новых условиях те или иные традиционные институты, а их общественно значимые функции не унаследованы новы ми, неизбежны далеко идущие негативные последствия. И мы их видим в угасании ин тереса к традиционной производственной деятельности, развитии тунеядства, массо вой приверженности алкоголю, утрате от ветственности перед детьми и обществом и во многих других проявлениях повседневной жизни. Сегодня очевидна острая необходимость реформы школы народов Сибири и Д альне го Востока. Не касаясь всех ее аспектов, следует оговорить главную задачу — воз вращение семье исконных функций ведуще го института воспитания. Сделать это не просто. (Выросло второе, а то и третье по коление воспитанников интернатов. То есть родители сегодняшних школьников уже не полноправные наследники культуры пред ков). Но сделать это необходимо. Интернаты следует повсеместно здменить восьмилетними общеобразовательными шко лами, разместив их во всех, даж е самых малых населенных пунктах. Это сопряжено с организационными трудностями и допол нительными расходами. Но сделать это не обходимо, чтобы преодолеть искусственно созданную пропасть между детьми и роди телями, а процессу социализации вернуть его исконные основания — семью и природ ную и социальную среду. Часть расходов будет покрыта за счет экономии средств по интернатам: о питании, одежде, обуви, жилье станут заботиться родители. Подоб ные траты при современной оплате труда, весьма высокой, и определенной скромности духовных потребностей, не только не обре менительны, но и желательны: могут в ка кой-то степени оздоровить быт. Большая часть восьмилетних школ мо жет оказаться малокомплектными, следо вательно, без большого ущерба для качест ва обучения можно пойти в таких случаях по пути универсализации преподавателей- предметников. Если в начальных классах все предметы преподает один учитель, то в четвертых—восьмых — это с успехом могли бы делать два учителя: одному — гумани-< тарный цикл, другому — точные пауки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2