Сибирские огни, 1988, № 9
структуру, способную к саморегуляции, ьззаимодействию с другими структурами, к эволюции. Скачок ^от родовых и раннефеодальных отношений к социализму, культурная ре волюция привели к разрушению традицион ных культурно-экологических структур. Воз никла принципиально иная система воспита ния и обучения, ускорившая процессы со циального развития малых народов, во мно гом предопределившая трансформацию нравственных принципов, нравственьюго и эстетического идеалов. Она, как говорилось выше, дает детям и подросткам значитель ную сумму академических знаний, но не может и не стремится дать умение, навыки, физическую подготовку, необходимые бу-^ душим охотникам — зверобоям, оленево дам — не выполняет социальный заказ. Произошли явно непредвиденные и весьма глубокие социальные сдвиги. Попробуем рас смотреть хотя бы некоторые из аспектов данной проблемы. Содержание детей в школах-интернатах привело к коренному изменению веками ложи вш ейся системы жизнеобеспечения. Национальная система питания, идеально приспособленная к условиям Севера, прак тически неприемлема в интернатах. Вместо свежей оленины, строганины, парной крови, тюленьего жира и пр. дети получают супы, каши, ту пищу, на которую их организм генетически не закодирован. Медикам еще предстоит объективно оценить, как это сказывается на здоровье детей-северян. Но даж е педагогические наблюдения дают бо лее чем тревожную картину. Потеря же здоровья почти всегда ведет к трансформа ции духовной жизни. Охотник, оленевод, зверобой должны обладать если не исчерпывающими, то весьма обширными познаниями, в первую очередь знанием природно-климатических особенностей среды обитания, наблюдатель ностью, ощущением собственного единства с окружающей природой, чувством ответ ственности за ее сохранность. Наиболее продуктивный период для освоения этих знаний и воспитания чувств — детство. Но детство проходит не в тундре, тайге или на просторах поморья, а в стенах школы-ин- • терната. В силу этого дети оказываются не готовыми к наследованию производственной культуры своих предков. У всех народов Сибири, кроме живого примера — доминирующего приема народ ной педагогики, — было слово, поучение, вызванное определенной производственно бытовой ситуацией, поучением к месту и ко времени, а потому всегда эффективно воз действующим. Как правило, оно облекалось в художественную форму родового преда ния, легенды, мифа, сказки, песни, вызывало эмоциональную отдачу воспитуемых, следо вательно, легче и прочнее запоминалось, а приобретенные знания быстрее и последова тельнее переходили в убеждения. Подобные педагогические приемы невозможно зало жить в государственные программы и при менить на практике в школах-интернатах. Социально обусловленной физической, нравственной и умственной подготовке де тей к традиционной производственной дея тельности служили народные детские игры. В них налицо драматизированное воспро изведение «детства» этноса, различных пластов исторической, культурной и пси хической жизни каждого народа. Лети, са ми того не замечая, без отрыва от повсе дневности, приобщались к духовной жизни своих народов, усваивали этнически обу словленное видение мира. Игры в большей своей части были слеп ками трудовых процессов, их имитацией, а потому становились действенным средством подготовки детей к трудовой деятельности. Дети оленеводов перевоплощались в за ботливых пастухов оленьих стад, дети зве робоев «подкрадывались» к моржам и тю леням, маскируясь в торосах, имитируя дви жения ластоногих, дети таежных охотников выслеживали соболей и росомах... В подобных играх закладывались основы тру довых знаний, трудолюбия, проходила про фессиональная ориентация. ■Игра ничем не заменима, потому что вы растает из детских исканий радости, разви вается как активная творческая деятель ность ребенка, дающая ему удовлетворение, наслаждение. То, что при этом происходит усиленная тренировка практически всех групп мышц, что при участии даж е в про стейших из игр ребенку приходится решать множество умственных задач, соизмеряя свои действия и поступки с правилами игры и требованиями детского коллектива, усваивать важнейшие нравственные прин ципы, дети не осознают. Все происходит как бы само собой. Игра — свободная деятель ность ребенка, оптимальное состояние дет ства. Для школьного воспитания и обучения характерны принудительность и огран.Ьчи- тельность. На смену увлекательной и эмо ционально наполненной игре приходят обя зательные, не одухотворенные детской фан тазией и даж е не осмысленные движения во время физзарядок, интеллектуальные задачи, в том числе и математические, ре бенок решает не потому, что они его увле кают и нужны, а по требованию учителя. Д ля свободного выражения здоровых фи зических и психических сил часто не оста ется места даж е на школьных переменах, в часы самоподготовки, перед сном. Большинство воспитателей не понимает значения игры для детей, не владеет ис кусством игры с ними. Этому не учат в пе дагогических институтах. Весьма редкие часы общения детей с родной природой проходят под обязатель ным надзором воспитателей, исключают возможность проявления детской личности. Постоянные ограничения неизбежно гасят ,в детях творческое начало, исследовательский инстинкт, вместе с ними — наблюдатель ность, любознательность, ж ажду поиска. Дети привыкают не самостоятельно добы вать необходимые для жизни знания, а получать их в готовом виде через посредни ка — учителя, книгу, фильм. Это неизбежно ведет к интеллектуальному иждивенчеству. Так как книга и слово учителя далеко не вездесущи, не могут стать рецептами на все случаи жизни, то многие выпускники школ- интернатов, став взрослыми, оказываются беспомощными в естественной среде оби тания своих предков, неприспособленными к ней, разоруженными перед элементарными проявлениями борьбы в социальной сфере: они были отгорожены не только от семьи, до них редко и опять же в опосредованной форме долетали лишь отзвуки социальной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2