Сибирские огни, 1988, № 9
гьЬг,п?«« НОВЫХ ф о р м ЖИЗНИ т р а н - ориентиры ч тп я и « 1 ^ !^°''° " ° ” °ления. Молодые люди интерес к высокой культуре нпй л предков, к исьсонной производствен- У многих народов менее трети выпускников школ занято традици онным трудом, растет количество молодых тунеядцев, пьяниц. Понять и объяснить эти явления без изу чения форм и методов воспитания детей и молодежи, их социализации, невозможно. школьная реформа, о которой так много пишет наша пресса, это в первую очередь поиск оптимальных форм и методов социа лизации подрастающего поколения. Одно временно это — признание их несовершен ства в существующей системе воспитания и обучения. Следует признать, что все пред шествующие реформы оказались малоэф фективными. Нет оснований говорить, что и проводимая ныне — достигнет ожидаемых результатов. Для столь пессимистического вывода есть, к сожалению, основания. Воспитание подрастающего поколения, а если глубже, его социализация, покоится на трех китах, трех равнонесущих опорах; семья, окружающая среда (включающая социальную жизнь взрослых, средства мас совой информации, «улицу» с ее микрокли матом), школа. Реформируя одно из осно ваний — школу, мы не в состоянии добить ся стопроцентного успеха. Достижения шко лы сведутся на нет неблагоприятными в социально-нравственном отношении факто рами: семьей и окружающей средой. Мы практически не располагаем средствами эффективного на них воздействия, не гово ря уже об управлении процессами, в них происходящими. Собирая всех детей народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в школы-интер наты, создавая таким образом локализо ванные детские коллективы, лишенные почти десять месяцев в году влияния семьи и дру гих факторов стихийного на них воздейст вия, мы, казалось бы, создаем идеальные условия для направленного, не осложненно го^ внешним воздействием восйитания де тей, а следовательно, и для научно обосно ванного планирования и социального фор мирования личности. Но у данной системы нет прочного со циального, научного фундамента. Недостает ясного представления о конечных целях направленного формирования личности, научной обоснованности форм и методов воспитания. Ни конечные цели, ни методы социализации подрастающего поколения нельзя устанавливать без учета этнопсихо логических и этнокультурных особенностей воспитуемых. Мы создали для малых народов евро пеизированную школу, рассчитанную на подготовку урбанизированного человека, даем детям народов Сибири и Дальнего Востока массу таких знаний, навыков, представлений, которые не могут пригодить ся в традиционной среде обитания. А пото му процесс обучения зачастую приобретает схоластический характер: знания ради зна ний. В то же время дети, находясь в течение десяти лет в школах-интернатах, не полу чают и минимума знаний и умений, крайне необходимых для продолжения традицион ной производственно-хозяйственной дея тельности (оленеводство, охота, зверобой ный промысел и пр.). Иными словами, су ществующая ныне система воспитания и обучения детей народов Сибири не учиты вает этнокультурного своеобразия этих на родов, а потому нередко достигает резуль татов, обратных ожидаемым. Государство полностью взяло на себя все расходы и заботы, связанные с воспи танием и обучением детей малых народов Сибири. Следовательно, из системы социа лизации подрастающего поколения- почти полностью исключена семья. Уже само ис ключение этого основания противоправно и чревато негативными последствиями. Но мы не всегда правильно оцениваем, а точ нее, боимся правильно оценивать нравст венно-философские основы такого шага. А за этим стоит отрицание педагогических возможностей семьи, рода, этноса, их куль турно-исторического опыта. Между тем малые народы Севера, Сиби ри и Дальнего Востока на протяжении ты сячелетий выработали культуры, наилучшим образом приспособленные к суровой среде обитания. Об этом явно свидетельствует опыт первоначального общения с ними рус ских. Крупный историк-сибиревед С. В. Бахру шин писал: «Русский оделся в якутский санаях, покрыл голову якутским малахаем, построил себе якутскую юрту, вооружился якутской пальмой; отправляясь вшоход, он брал у якута лошадь и куяк, обзаводясь скотом, отдавал его пасти якуту». Это было типичным и для общения русских с эвенка ми, ненцами, манси, ханты и другими наро дами огромного края, является фактом признания значительности культурных до стижений малых народов. Поддержание и развитие традиционных культур обеспечивалось способностью этих народов передавать накопленные знания, ценный производственный опыт приходящим на смену поколениям, то есть, системой методов и приемов народной педагогики, обесп€чив.ающей социализацию детей и молодежи. Формы воспитания всегда были этнически обусловлены. Социализацию можно определить как направленное приспособление человека к требованиям общества. На ранних стадиях общественного развития основной социали зирующей единицей были род, племя. Усло вия жизни на Севере, в тундре, тайге обе спечивали существование малочисленных групп населения, но не были достаточными для компактного проживания племен, боль ших родов. Поэтому основы социального воспитания закладывала семья, она же бы ла носителем всех педагогических функций. На родовых и племенных праздниках моло дежь лишь демонстрировала полученные в семье звания, умения, способности и полу чала социальное призвание. Но семья для выполнения педагогических функций имела все необходимое; язык, этническое мировоззрение, закрепленное в обычаях, обрядах, мифах, сказках, в герои ческих и генеологпческих преданиях, нрав ственные ориентиры, выраженные в фоль клоре нравственный и эстетический идеалы, воспринятый от предков трудовой и педа гогический опыт. Этнос как целостный кол лектив проявлялся во множестве семей и представлял собой сложную экологическую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2