Сибирские огни, 1988, № 9
художественном опыте своих народов, сколько на опыте русской, европейской, ми ровой литературы. По мере усиления рус ского культурного влияния, что неизбежно, так как русский язык стал языком межна циональных культурных коммуникаций, про цесс этот будет углубляться вплоть до по тери этнических признаков. Тем не менее, если брать только грамот ность и развитие литератур в отрыве от всех других факторов сложной жизни наро дов Севера, мы вправе констатировать ис ключительные достижения. Куда противо речивее оценки достижений в других об ластях деятельности. Начнем с основы ос нов — экономики, производственной дея тельности. Народы Сибири обеспечивали себя всем необходимым для нормальной жизнедея тельности: продуктами питания, одеждой, жильем. Могли длительное время существо вать на этнически замкнутой территории, не вступая в контакты с другими народами. Ч. М. Таксами пишет: «В своем историче ском развитии они примшгителыю к мест ным природным условиям создали своеоб разные методы жизнеобеспечения, рацио нальные приемы хозяйствования, специфи ческую бытовую культуру и оригинальное искусство». Уникальна, неповторима оленеводческая культура. Она идеально приспособлена к суровым условиям севера Сибири. Олень давал человеку все: пищу, одежду, обувь, средства передвижения, жилище, продукты для межплеменного обмена и торговли. Ве ками складывалась система кочевого земле пользования, обеспечивающая достаточный для жизни рост стада и самовосстановления пастбищ-ягельников. Это требовало широты природно-климатических, географических познаний, трудовых навыков, производст венного мышления. Оленеводческая куль тура — это самобытная, уникальная циви лизация. Организация производственно-хозяйст венной и социальной жизни в тайге и тунд ре по образцу и подобию наших земледель ческих породила массу трудноразрешимых проблем. Сосредоточение оленей в олене водческих колхозах и совхозах оказалось малоэффективным. Стада в несколько тысяч голов нарушают экологическое равновесие, приводят к непоправимому истреблению ягельников. Стадо в тысячу и менее оле ней не дает товарной продукции; весь ес тественный прирост потребляется пастуха ми. При регламентированном законом вось мичасовом рабочем дне и пятидневной ра бочей неделе их должно быть при стаде двенадцать—пятнадцать человек. Десятки ученых ломают головы над решением дан ной проблемы, вводят данные во всемогу щие компьютеры, чертят мудреные графики, кроме того, Север оснащается современной вездеходной техникой. Но ничто не в со стоянии заменить системы, созданной олене водами тысячи лет назад. Мы же боимся признать, что создание крупных оленевод ческих хозяйств (коллективных и совет ских) в тайге и тундре было крупной ошиб ке в экономическом и социальном плане, за которую государство расплачивается мно гомиллионными ежегодными дотациями, оленеводческие народы — социально-психо логическими утратами. Самостоятельные во всех отношениях семейно-родовые оленеводческие взаимодействующие с факториями, обеспе чивающими ветериварно-зоотехиическии надзор, техническую помощь и торговое партнерство, были бы значительно эффек тивней. Такая система ведения хозяйства избавила бы производителен материаль ных благ от необходимости содержать гро моздкий управленческий аппарат колхозов, совхозов и стоящие над ними управленче ские и обслуживающие учреждения и орга низации. В районах' охотничье-промыслового хо зяйствования также нет необходимости в содерисаиии дорогостоящих внепроизводст- венных, управленческих структур. Коренные народы Сибири тысячелетиями жили в полной гармонии с окружающей их средой, никогда не наносили природе непоп равимого урона, брали ровно столько, ^ о - бы не повредить самовоспроизводству. Это — высочайший уро-вень культуры. Мы же, вооруженные современной техникой, «поко ряем» природу и наносим природе недопус тимый урон. Следовательно, нас неоохоои. МО поднимать до уровня экологической культуры малых народов Сибири. Самое обидное состоит в том, что мы приносим вред северной природе и корен ным народам края, желая всеми силами помочь им. Ученые и архитекторы стре мятся дать северянам комфортабельные ж и лища, модельеры — удобную дешевую одежду, инженеры — вездеходные транс портные средства. Но новинки ие выдержи вают испытания практикой. В. И. Васильев справедливо пишет: «Экспериментальные разработки новых типов передвижных жи лищ, транспорта, одежды и других элемен тов промысловой культуры пока еще не от вечают экстремальным условиям и не мо гут заменить традиционные». Иными слова ми, все то, что предлагают северянам наши ученые, промышленность, гораздо хуже то го, что было создано коренными народами Сибири многие сотни лет назад. Нам бы и учиться у них. Не позволяет гордыня. Не получая положительной оценки, более со вершенное, но на свою беду более древнее, отступает под натиском новых форм. Мы фиксируем это. «С повышением материаль ного благосостояния, с виедреиием в быт техники, новых форм жилища, современной городской одежды, обуви, фабричных про дуктов питания традиционная материальная культура во многом утратила свои этниче ские признаки», — пишет И. С. Гурвич. Здесь все верно, только, на мой взгляд, нет главного — указания на то, как это отра зилось на физическом и духовном здоровье народов Сибири. А отразилось сильно, при том резко отрицательно. «Активное вторжение культуры пришлых групп населения, — пишет В. И. Матющен- ко, — вызывает естественное отступление традиционных культур Сибири. Утрачива ются многие народные промыоы , производ ство предметов быта, одежды, обуви, ре месла, интересные замечательными творче скими находками умельцев, мастеров, художников. Блекнет, а то и полностью исчезает самобытная музыка, песни, танцы, фольклор и многие другие формы тради ционной культуры».;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2