Сибирские огни, 1988, № 9

художественном опыте своих народов, сколько на опыте русской, европейской, ми­ ровой литературы. По мере усиления рус­ ского культурного влияния, что неизбежно, так как русский язык стал языком межна­ циональных культурных коммуникаций, про­ цесс этот будет углубляться вплоть до по­ тери этнических признаков. Тем не менее, если брать только грамот­ ность и развитие литератур в отрыве от всех других факторов сложной жизни наро­ дов Севера, мы вправе констатировать ис­ ключительные достижения. Куда противо­ речивее оценки достижений в других об­ ластях деятельности. Начнем с основы ос­ нов — экономики, производственной дея­ тельности. Народы Сибири обеспечивали себя всем необходимым для нормальной жизнедея­ тельности: продуктами питания, одеждой, жильем. Могли длительное время существо­ вать на этнически замкнутой территории, не вступая в контакты с другими народами. Ч. М. Таксами пишет: «В своем историче­ ском развитии они примшгителыю к мест­ ным природным условиям создали своеоб­ разные методы жизнеобеспечения, рацио­ нальные приемы хозяйствования, специфи­ ческую бытовую культуру и оригинальное искусство». Уникальна, неповторима оленеводческая культура. Она идеально приспособлена к суровым условиям севера Сибири. Олень давал человеку все: пищу, одежду, обувь, средства передвижения, жилище, продукты для межплеменного обмена и торговли. Ве­ ками складывалась система кочевого земле­ пользования, обеспечивающая достаточный для жизни рост стада и самовосстановления пастбищ-ягельников. Это требовало широты природно-климатических, географических познаний, трудовых навыков, производст­ венного мышления. Оленеводческая куль­ тура — это самобытная, уникальная циви­ лизация. Организация производственно-хозяйст­ венной и социальной жизни в тайге и тунд­ ре по образцу и подобию наших земледель­ ческих породила массу трудноразрешимых проблем. Сосредоточение оленей в олене­ водческих колхозах и совхозах оказалось малоэффективным. Стада в несколько тысяч голов нарушают экологическое равновесие, приводят к непоправимому истреблению ягельников. Стадо в тысячу и менее оле­ ней не дает товарной продукции; весь ес­ тественный прирост потребляется пастуха­ ми. При регламентированном законом вось­ мичасовом рабочем дне и пятидневной ра­ бочей неделе их должно быть при стаде двенадцать—пятнадцать человек. Десятки ученых ломают головы над решением дан­ ной проблемы, вводят данные во всемогу­ щие компьютеры, чертят мудреные графики, кроме того, Север оснащается современной вездеходной техникой. Но ничто не в со­ стоянии заменить системы, созданной олене­ водами тысячи лет назад. Мы же боимся признать, что создание крупных оленевод­ ческих хозяйств (коллективных и совет­ ских) в тайге и тундре было крупной ошиб­ ке в экономическом и социальном плане, за которую государство расплачивается мно­ гомиллионными ежегодными дотациями, оленеводческие народы — социально-психо­ логическими утратами. Самостоятельные во всех отношениях семейно-родовые оленеводческие взаимодействующие с факториями, обеспе­ чивающими ветериварно-зоотехиическии надзор, техническую помощь и торговое партнерство, были бы значительно эффек­ тивней. Такая система ведения хозяйства избавила бы производителен материаль­ ных благ от необходимости содержать гро­ моздкий управленческий аппарат колхозов, совхозов и стоящие над ними управленче­ ские и обслуживающие учреждения и орга­ низации. В районах' охотничье-промыслового хо­ зяйствования также нет необходимости в содерисаиии дорогостоящих внепроизводст- венных, управленческих структур. Коренные народы Сибири тысячелетиями жили в полной гармонии с окружающей их средой, никогда не наносили природе непоп­ равимого урона, брали ровно столько, ^ о - бы не повредить самовоспроизводству. Это — высочайший уро-вень культуры. Мы же, вооруженные современной техникой, «поко­ ряем» природу и наносим природе недопус­ тимый урон. Следовательно, нас неоохоои. МО поднимать до уровня экологической культуры малых народов Сибири. Самое обидное состоит в том, что мы приносим вред северной природе и корен­ ным народам края, желая всеми силами помочь им. Ученые и архитекторы стре­ мятся дать северянам комфортабельные ж и ­ лища, модельеры — удобную дешевую одежду, инженеры — вездеходные транс­ портные средства. Но новинки ие выдержи­ вают испытания практикой. В. И. Васильев справедливо пишет: «Экспериментальные разработки новых типов передвижных жи­ лищ, транспорта, одежды и других элемен­ тов промысловой культуры пока еще не от­ вечают экстремальным условиям и не мо­ гут заменить традиционные». Иными слова­ ми, все то, что предлагают северянам наши ученые, промышленность, гораздо хуже то­ го, что было создано коренными народами Сибири многие сотни лет назад. Нам бы и учиться у них. Не позволяет гордыня. Не получая положительной оценки, более со­ вершенное, но на свою беду более древнее, отступает под натиском новых форм. Мы фиксируем это. «С повышением материаль­ ного благосостояния, с виедреиием в быт техники, новых форм жилища, современной городской одежды, обуви, фабричных про­ дуктов питания традиционная материальная культура во многом утратила свои этниче­ ские признаки», — пишет И. С. Гурвич. Здесь все верно, только, на мой взгляд, нет главного — указания на то, как это отра­ зилось на физическом и духовном здоровье народов Сибири. А отразилось сильно, при­ том резко отрицательно. «Активное вторжение культуры пришлых групп населения, — пишет В. И. Матющен- ко, — вызывает естественное отступление традиционных культур Сибири. Утрачива­ ются многие народные промыоы , производ­ ство предметов быта, одежды, обуви, ре­ месла, интересные замечательными творче­ скими находками умельцев, мастеров, художников. Блекнет, а то и полностью исчезает самобытная музыка, песни, танцы, фольклор и многие другие формы тради­ ционной культуры».;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2