Сибирские огни, 1988, № 9

экология ВОСЬМИДЕСЯТЫХ Современный человек преобразовал, порою видоизменил до неузнавае­ мости, а чаще — разрушил и продолжает разрушать природные взаимо­ связи: этнические, гуманное соотношение человека и жилой среды, но осо- оенгю жестоки мы к земле, воздуху и растениям. Экологизация всех сфер народнохозяйственной деятельности была объ­ явлена на X XV II съезде партии — существенным критерием общественной Материалы этой подборки посвящены экологии в самом широком по­ нимании этого термина. Михаил МЕЛЬНИКОВ ■НЕБОСКРЕБ ДЛЯ ОЛЕНЕВОДА?..» О народах Сибири написаны сотни книг. Среди них нем%ло глубоких ис- следо.ваний, основанных на твердом м ании фактов и современной методологии Но у этой фундаментальной литературы (ч сознательно не касаюсь псевдоописатель- ной художественной литературы) есть су­ щественные недостатки. Во-первых, каж­ дый ученый является специалистом’ в ка­ кой-то одной области знания и даже не претендует на освещение жизни этноса во всех проявлениях. Во-вторых, любой иссле­ дователь оперирует привычными катего­ риями и научными постулатами, используя при оценке исторической, социальной, про­ изводственной и культурной жизни малых народов и народностей Сибири русские, европейские критерии, которые зачастую дают искаженное представление об этих народах. Сотни ученых трех Академий (АН СССР, АМН СССР, ВАСХНИЛ), объеди­ ненных Межведомственной комиссией по комплексному развитию народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Института на^ родов Севера и других научных учрежде­ ний, заняты решением проблем рациональ­ ной организации оленеводства, создания пригодной для Севера одежды, жилищ, форм социальной и культурной жизни. Ур­ банизированные потомки извечных земле­ дельцев заняты изысканием для исконных оленеводов, зверобоев и охотников наибо­ лее приемлемых форм жизни! До сих пор живуче мнение, что к перио­ ду Октябрьской революции народы Сиби­ ри находились в состоянии дикости и что наша задача состояла в том, чтобы выве­ сти их из этого состояния. Л. К. Пасту- шенко, например, уже в 1985 году писала; «26 малых народов (Сибири.— М. М.) чис­ ленностью 150 тыс. человек, разбросанных на огромной территории, в большей степе­ ни кочевавших, надо было поднять до уровня самых цивилизованных народов, возродить к новой жизни». Если брать исторические стадии развития человечества, как будто все верно. Но это только на первый взгляд. Проблема значи­ тельно саюжней. Чтобы оценить правомер­ ность подобного подхода к малым народам, следует рассмотреть результаты. Как на самое крупное достижение обычно указы­ вается на культурные преобразования. Ма­ лые народы получили собственную пись­ менность, благодаря ей создали свои лите­ ратуры, выдвинули из своей среды таких крупных писателей, как Юрий Рытхэу, Юван Шесталов, Владимир Санги, Григо­ рий Ходжер, Семен Курилов, и других. Всеобщая грамотность дала радующие всходы. Это лицевая сторона нашей дея­ тельности. Есть обратная. Из названных мною безусловно талантливых писателей, на мой взгляд, национальную самобытность в отражении оькружающей действитель­ ности, в образном мышлении, в психологии и поведении, в мировоззрении героев своих произведений сохранили только Юван Шесталов и Владимир Санги. Их герои по- мансийски, по-нивхски воспринимают мир, мыслят, чувствуют. Творчество остальных писателей, включая самого прославленного .— Юрия Рытхэу, основано не столько на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2