Сибирские огни, 1988, № 9
экология ВОСЬМИДЕСЯТЫХ Современный человек преобразовал, порою видоизменил до неузнавае мости, а чаще — разрушил и продолжает разрушать природные взаимо связи: этнические, гуманное соотношение человека и жилой среды, но осо- оенгю жестоки мы к земле, воздуху и растениям. Экологизация всех сфер народнохозяйственной деятельности была объ явлена на X XV II съезде партии — существенным критерием общественной Материалы этой подборки посвящены экологии в самом широком по нимании этого термина. Михаил МЕЛЬНИКОВ ■НЕБОСКРЕБ ДЛЯ ОЛЕНЕВОДА?..» О народах Сибири написаны сотни книг. Среди них нем%ло глубоких ис- следо.ваний, основанных на твердом м ании фактов и современной методологии Но у этой фундаментальной литературы (ч сознательно не касаюсь псевдоописатель- ной художественной литературы) есть су щественные недостатки. Во-первых, каж дый ученый является специалистом’ в ка кой-то одной области знания и даже не претендует на освещение жизни этноса во всех проявлениях. Во-вторых, любой иссле дователь оперирует привычными катего риями и научными постулатами, используя при оценке исторической, социальной, про изводственной и культурной жизни малых народов и народностей Сибири русские, европейские критерии, которые зачастую дают искаженное представление об этих народах. Сотни ученых трех Академий (АН СССР, АМН СССР, ВАСХНИЛ), объеди ненных Межведомственной комиссией по комплексному развитию народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Института на^ родов Севера и других научных учрежде ний, заняты решением проблем рациональ ной организации оленеводства, создания пригодной для Севера одежды, жилищ, форм социальной и культурной жизни. Ур банизированные потомки извечных земле дельцев заняты изысканием для исконных оленеводов, зверобоев и охотников наибо лее приемлемых форм жизни! До сих пор живуче мнение, что к перио ду Октябрьской революции народы Сиби ри находились в состоянии дикости и что наша задача состояла в том, чтобы выве сти их из этого состояния. Л. К. Пасту- шенко, например, уже в 1985 году писала; «26 малых народов (Сибири.— М. М.) чис ленностью 150 тыс. человек, разбросанных на огромной территории, в большей степе ни кочевавших, надо было поднять до уровня самых цивилизованных народов, возродить к новой жизни». Если брать исторические стадии развития человечества, как будто все верно. Но это только на первый взгляд. Проблема значи тельно саюжней. Чтобы оценить правомер ность подобного подхода к малым народам, следует рассмотреть результаты. Как на самое крупное достижение обычно указы вается на культурные преобразования. Ма лые народы получили собственную пись менность, благодаря ей создали свои лите ратуры, выдвинули из своей среды таких крупных писателей, как Юрий Рытхэу, Юван Шесталов, Владимир Санги, Григо рий Ходжер, Семен Курилов, и других. Всеобщая грамотность дала радующие всходы. Это лицевая сторона нашей дея тельности. Есть обратная. Из названных мною безусловно талантливых писателей, на мой взгляд, национальную самобытность в отражении оькружающей действитель ности, в образном мышлении, в психологии и поведении, в мировоззрении героев своих произведений сохранили только Юван Шесталов и Владимир Санги. Их герои по- мансийски, по-нивхски воспринимают мир, мыслят, чувствуют. Творчество остальных писателей, включая самого прославленного .— Юрия Рытхэу, основано не столько на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2