Сибирские огни, 1988, № 9
туацйях в деревне. Это может делать только человек, не знающий истории стра ны. Пожалуй, ни одна из сфер нашего об щества не претерпела столько трагических, драматических, понятных и непонятных ло мок, переворотов, перестроек, как деревня. Со времен коллективизации и раскулачи вания и до наших дней деревня видела та кое, о чем еще не сказана полная правда. А в не столь давнее время, как реакция на отучение крестьянина от земли, разви лась на деревне и такая болезнь: ижди венчество. Оно ДО.ШЛО до уродливых форм и размеров. Стали вместе с жильем за счет хозяйств строить колхозникам и рабо чим совхозов помещения для личного ско та, гаражи и даж е бани. Дальше — боль ше. Перекосилось крыльцо — «хозяин» в контору: отремонтируйте, иначе на работу не выйду. Посадить дерево у палисадни ка — дело сельсовета или пионеров. Однажды, в прошлом году, находясь в больнице, услышал из уст одного директо ра совхоза: «Подкрепился здесь маленько, завтра домой. Там по итогам года ждет премия, окладиков шесть-восемь...» — «Что,— опрашиваю,— у вас хозяйство при быльное?» — «Да нет, убыточное».— «А за что ж е такая премия?» — «А у нас,— гово рит,— достигнуто снижение убытков...» Тысячу раз прав Терентий Семенович Мальцев, сказавший: «На земле не оста лось мужика». Иначе откуда бы взялось это страшное и циничное: «Пусть думают там»? Настоящий крестьянин так не ска жет, так может рассуждать только вре менщик, иждивенец. А породили его мы сами: многочисленными шараханьями из крайности в крайность, безоглядным ку вырканием с ног н а голову и обратно. Бы ли же времена, когда такие понятия, как предприимчивость, находчивость и здравая самостоятельность, шельмовались и осуж дались как знак буржуазнсио образа жиз ни. И в деревне, и в городе приучили лю дей получать незаработанный рубль. По тому-то в колхозе «Нива» никто из меха низаторов не оказал (хотя многие это по нимают), что перестройку надо начинать с самих себя. Потому-то прозвучало ци ничное: «рукавицы кладовщице — и поке- дова!» Хочу повторить слова из дневника боль шого советского писателя Ф. А. Абрамова; «В настоящее время равнодушие в нашем обществе достигло уровня национальной трагедии». Горькие, но справедливые сло ва. Они и сегодня не потеряли своей ак туальности. Они, как набат, призывают: «Опомнитесь, очнитесь, люди!» В том же Мокроусовском районе, в кол хозе «Родники» я увидел такое зрелище, при виде которого можно, простите, и спя тить. Вышел из машины возле строения из силикатного кирпича, у в х о д а— вывеска: «Министерство сельского хозяйства РСФСР (до агропрома, видать писано). Курганская область. Мокроусовский рай он. Колхоз «Родники». Саипропускник». Обошел я этот «санпропускник» вокруг. Стоит он на отлете, далеко от ферм. Оче видно, что на работу животноводы идут, минуя это замечательное сооружение. Правда, в «пропускнике» есть столовая, красный уголок, душевые, в которых ред ко кто моется. Сегодня в красном уголке собрались скотники, слесари. Познакоми лись, объяснили мне, что на ферме выра щивается 1300 племенных телочек. Во вре мя нашего разговора одна из женщин раз давала присутствующим билеты на кон церт лилипутов, который состоится в раи- ^^Машина где-то задержалась. Походил, покурил. Потом решил: дай зайду хоть в ближайшее животноводческое помещение. Как там? А оно от «санпропускника» — в двадцати-тридцати метрах... Лучше бы мне туда не заходить! Телята стояли по щиколотку в навозной жиже, и нигде не было сухого пятачка, где бы они могли прилечь. Вокруг ш р ад н ая , вонючая и холодная купель. Животные покачивались от усталости. Возвращаясь в «санпропускник», я надеялся увидеть там животноводов и сказать им: «Как вам не совестно! Нужно ведь что-то делать!» Увы! В два часа пополудни все ушли до м о й— бриться, мыться, наряжаться, гото виться к поездке на концерт лилипутов. П озже встретил я зоотехника. Квелое и безвольное лицо Николая Ивановича — не давнего выпускника нашего сельхозиясти^ тута — свидете.льствовало о том, что любой скотник может послать его, куда вздума ется. В свое оправдание он сообщил мне: как только поставили животных на зимнее содержание — вышла из строя техника на- возоудаления. Рвануло после включения, повернуло поток поперек лотков, все и за глохло. Вот с тех пор... И тут мне вспомнилась беседа с инжене ром одного из совхозов нашей области. На вопрос «как жизнь?» он ответил; — Худое дело. Семья рушится. — Что так? — Д а что. Сказать — не поверишь. Ты ведь знаешь, что Таисья моя зоотехником работает, на свиноферме. Так вот, заявил я ей ультиматум: или бросай свиноферму и переходи в продавцы, или — развод. — Почему вдруг? — спрашиваю. — А посмотрел бы я, как ты на моем месте заговорил. Весь день торчит она в свинарнике, в грязи и вони. Были бы на ферме душ, раздевалка — оставила бы са поги и фуфайку там и не несла домой «ароматы». А так, дома, в сенях рабочее сбросит— миазмы и во дворе, и в кварти ре. А ванны нет, вода из колодца. Н ад та зиком разве отмоешься? А ведь надо в од ну постель аюжиться. У меня на те запа х и -а л л е р г и я ... Может, ты меня и осуж даешь, но пойми, не могу больше. Вот так одни проблемы накладываются на другие. Понимаю, что без проблем на селе (да и в городе) жить мы никогда не будем. Но проблема проблеме — рознь. Те, в которых мы сегодня увязли, не от бога и не от дьявола, мы сами их породили. По нимаю, что не решить их одним хотением, одним махом и в один год. Нужны годы, нужны средства. Но наиболее острая и сложная проблема — революционная пере стройка сознания и рабочего человека, и' руководителя. Это та проблема, которую в последнее время поднимает и обсуждает наша печать последовательно; вернуть зем ле хозяина, пробудить хлеборобскую крестьянскую совесть.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2