Сибирские огни, № 6 - 1983

рует не смысл, а саму форму, которая, за­ хватывая право на самостятельность и са­ моценность, уничтожает факт х у д о ж е ­ с т в е н н о с т и текста. Не знакомый чита­ телю, может быть, до прочтения сборника тот или иной «тип» свободного стиха, уло­ женный рядами, становится банальностью, профанирует содержание. Однако форм традиционного стиха не так уж много, а поэтических шедевров в преде­ лах этих форм — не обозреть даже в рус­ ской поэзии. По этому поводу, заключая заметки, хочется вспомнить диалог из «Обыкновенной истории» Н. А. Гончарова: «— Вы смешиваете искусство с ремеслом, дядюшка. — Боже сохрани! Искусство само по се­ бе, ремесло само по себе, а творчество мо­ жет быть и в том и в другом, так же точно, как и не быть». ЕКАТЕРИНА ПАДЕРИНА Е. И. Деревянко. Племена Приамурья. I тысячелетие нашей эры (очерки этниче­ ской истории и культуры). Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1981. Когда работа по исследованию и сопо­ ставлению археологических находок закон­ чена и сформулированы основные характе­ ристики новой культуры, неизбежно возникает, пожалуй, одна из главных проб­ лем— кем были носители этой культуры? Как они называли себя сами, под каким именем вошли в мировую историю, каким народам передали свои традиции? И не жи­ вут ли доныне среди нас потомки древних племен? Ответы на все эти вопросы призвана да­ вать этническая история Разумеется, пра­ вильное их решение возможно только при комплексном подходе, широком и взаимо­ связанном привлечении данных самых раз­ личных наук — археологии, этнографии, антропологии, а также летописных матери­ алов. Образец такого отношения представляет собой монография доктора исторических на­ ук В. И. Деревянко. Автор в течение мно­ гих лет непосредственно вел раскопки на Дальнем Востоке, в ходе которых была по­ лучена значительная часть используемых в книге материалов. Привлечение их позволи­ ло воссоздать сложнейшую картину этни­ ческого развития региона в тот период Стержнем его было формирование в нача­ ле нашей эры и становление (вплоть до об­ разования в 698 году собственного госу­ дарства Чжэнь, переименованного впослед- ствие в Бохай) многочисленного и могуще­ ственного народа мохэ. Казалось бы, реконструкция истории мо- хэских племен не представляет особых сложностей — ведь сравнительно недалеко находилась страна древней и развитой пись­ менной культуры, Китай, Впервые этноним «мохэ» встречается в «Истории династии Северная Вэй» (IV в. н. э.) и с тех пор до­ вольно часто упоминается на страницах ки­ тайской, корейской и, отчасти, японской исторической литературы. Однако, как хо­ рошо показывает автор, средневековые хро­ нисты часто приводили крайне неполные, а то и вовсе неверные сведения. Это объяс­ нялось как недостаточным уровнем контак- тов между народами, так и умышленными фальсификациями в династийных и иных политических целях. Поэтому столь акту­ альна взаимная критика источников: не только интерпретация материальных остат­ ков при помощи письменных данных, но и наоборот — исправление вкравшихся в хроники ошибок на основе результатов ар­ хеологии. «Проблема происхождения народов Даль­ него Востока принадлежит к числу наиболее сложных и спорных аспектов этнической истории Азии»,— отмечает Е. И. Деревянко (с. 258). В составе материальной и духов­ ной культуры мохэ удалось выявить неко­ торые традиции коренных этнических общ­ ностей, а также значительный компонент центральноазиатского происхождения. Ант- ройологические обмеры показали, что по целому ряду важнейших признаков мохэ отличаются от корейцев, северных китай­ цев и японцев и в то же время сближают­ ся с представителями байкальской и цент­ ральноазиатской групп популяций внутри сибирских монголоидов. Значительное влияние на тунгусов ока­ зали тюркские племена, которые в VI—VIII веках н. э. начали свою экспансию на восток. Элементы этого воздействия прослежива­ ются в комплексе вооружения, конской упряжи, в наборных поясах и других укра­ шениях, в погребальном обряде мохэ. Воз­ можно, именно тюркским влиянием объяс­ няется наличие у них культового отношения к огню и к лошади. Крайне интересными и перспективными для дальнейшей разработки представляются также указания автора на соответствия в обычаях и обрядах амур­ ских народов и обских угров — предков современных ханты и манси. Эти связи про­ слеживаются в домостроительстве, искусст­ ве и верованиях. Кстати сказать, у финно- угорских народов также было развито по­ читание коня. Совершенно особый интерес книга Е. И. Деревянко вызывает еще и потому, что впервые осуществленная в ней реконст­ рукция очень сложной и ранее не изученной истории Дальнего Востока в I тысячелетии нашей эры позволяет уяснить важные мо­ менты генезиса, еще одного народа, сыграв­ шего огромную роль в судьбах этого древ­ него края — чжурчжэней. СЕРГЕЙ КОМИССАРОВ ВАЛЕРИЙ ЕВСЮКОВ ------ ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2