Сибирские огни, № 6 - 1983
рует не смысл, а саму форму, которая, за хватывая право на самостятельность и са моценность, уничтожает факт х у д о ж е с т в е н н о с т и текста. Не знакомый чита телю, может быть, до прочтения сборника тот или иной «тип» свободного стиха, уло женный рядами, становится банальностью, профанирует содержание. Однако форм традиционного стиха не так уж много, а поэтических шедевров в преде лах этих форм — не обозреть даже в рус ской поэзии. По этому поводу, заключая заметки, хочется вспомнить диалог из «Обыкновенной истории» Н. А. Гончарова: «— Вы смешиваете искусство с ремеслом, дядюшка. — Боже сохрани! Искусство само по се бе, ремесло само по себе, а творчество мо жет быть и в том и в другом, так же точно, как и не быть». ЕКАТЕРИНА ПАДЕРИНА Е. И. Деревянко. Племена Приамурья. I тысячелетие нашей эры (очерки этниче ской истории и культуры). Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1981. Когда работа по исследованию и сопо ставлению археологических находок закон чена и сформулированы основные характе ристики новой культуры, неизбежно возникает, пожалуй, одна из главных проб лем— кем были носители этой культуры? Как они называли себя сами, под каким именем вошли в мировую историю, каким народам передали свои традиции? И не жи вут ли доныне среди нас потомки древних племен? Ответы на все эти вопросы призвана да вать этническая история Разумеется, пра вильное их решение возможно только при комплексном подходе, широком и взаимо связанном привлечении данных самых раз личных наук — археологии, этнографии, антропологии, а также летописных матери алов. Образец такого отношения представляет собой монография доктора исторических на ук В. И. Деревянко. Автор в течение мно гих лет непосредственно вел раскопки на Дальнем Востоке, в ходе которых была по лучена значительная часть используемых в книге материалов. Привлечение их позволи ло воссоздать сложнейшую картину этни ческого развития региона в тот период Стержнем его было формирование в нача ле нашей эры и становление (вплоть до об разования в 698 году собственного госу дарства Чжэнь, переименованного впослед- ствие в Бохай) многочисленного и могуще ственного народа мохэ. Казалось бы, реконструкция истории мо- хэских племен не представляет особых сложностей — ведь сравнительно недалеко находилась страна древней и развитой пись менной культуры, Китай, Впервые этноним «мохэ» встречается в «Истории династии Северная Вэй» (IV в. н. э.) и с тех пор до вольно часто упоминается на страницах ки тайской, корейской и, отчасти, японской исторической литературы. Однако, как хо рошо показывает автор, средневековые хро нисты часто приводили крайне неполные, а то и вовсе неверные сведения. Это объяс нялось как недостаточным уровнем контак- тов между народами, так и умышленными фальсификациями в династийных и иных политических целях. Поэтому столь акту альна взаимная критика источников: не только интерпретация материальных остат ков при помощи письменных данных, но и наоборот — исправление вкравшихся в хроники ошибок на основе результатов ар хеологии. «Проблема происхождения народов Даль него Востока принадлежит к числу наиболее сложных и спорных аспектов этнической истории Азии»,— отмечает Е. И. Деревянко (с. 258). В составе материальной и духов ной культуры мохэ удалось выявить неко торые традиции коренных этнических общ ностей, а также значительный компонент центральноазиатского происхождения. Ант- ройологические обмеры показали, что по целому ряду важнейших признаков мохэ отличаются от корейцев, северных китай цев и японцев и в то же время сближают ся с представителями байкальской и цент ральноазиатской групп популяций внутри сибирских монголоидов. Значительное влияние на тунгусов ока зали тюркские племена, которые в VI—VIII веках н. э. начали свою экспансию на восток. Элементы этого воздействия прослежива ются в комплексе вооружения, конской упряжи, в наборных поясах и других укра шениях, в погребальном обряде мохэ. Воз можно, именно тюркским влиянием объяс няется наличие у них культового отношения к огню и к лошади. Крайне интересными и перспективными для дальнейшей разработки представляются также указания автора на соответствия в обычаях и обрядах амур ских народов и обских угров — предков современных ханты и манси. Эти связи про слеживаются в домостроительстве, искусст ве и верованиях. Кстати сказать, у финно- угорских народов также было развито по читание коня. Совершенно особый интерес книга Е. И. Деревянко вызывает еще и потому, что впервые осуществленная в ней реконст рукция очень сложной и ранее не изученной истории Дальнего Востока в I тысячелетии нашей эры позволяет уяснить важные мо менты генезиса, еще одного народа, сыграв шего огромную роль в судьбах этого древ него края — чжурчжэней. СЕРГЕЙ КОМИССАРОВ ВАЛЕРИЙ ЕВСЮКОВ ------ ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2