Сибирские огни, № 6 - 1983
мыслью обращается юный герой рассказа «Светозары» к столетнему деду. «— Дедушка, а тебе охота еще по жить? — ляпнул я. Старик не шевельнулся, не удивился, от ветил сразу, будто ждал этого вопроса: — Пожить-то отчего бы не пожить, да робить, вишь, не могу больше... А тут, чу жим трудом,— какая это жисть?» По прошествии многих лет тогдашний двенадцатилетний мальчишка, повзрослев, пытается разгадать великую мудрость ве кового человеческого опыта, тайну жизни, заключенную в таких простых, по-житейски обыденных словах деда. Один из героев Дедова, сидя у прозрач ной реки, смотрит в воду и вдруг ощущает, что и рыбы смотрят на него. Невольно приходит мысль, что и рыбы, и звери, и пти цы не могут, не должны рассматриваться человеком лишь в качестве предмета охоты, рыбной ловли, что они такие же полноправ ные участники жизни на нашей планете, на ши соседи, с которыми мы все должны де лить — и это солнце, и это небо, и землю, н реку. Мир предстает в рассказах и повести Дедова многокрасочным, многозвучным. Но, перечитывая рассказы один за другим, убеждаешься, что у писателя есть своя из любленная палитра. Он не очень любит, в частности, оранжевую часть спектра, зато в самых разнообразных сочетаниях пред стают у него сине-голубые и зеленые крас к и - ц в е т а жизни. Вот герой Дедова, лю буясь «главной кормилнцей-пшеничкой» в пору, когда она, вымахав чуть ли не в рост человека, начинает колоситься, наливать зерно, разотрет в ладонях колосок, подует, отвевая остючья, и с особой нежностью смотрит на круглые, тяжелые, еще бледно- зеленые, жидкие, сладким молочком тающие во рту зерна. Даже ветер у Дедова получа ет наименование «зеленого ветра», потому что по весне треплет ветви деревьев, помо гает расправиться первому зеленому листу. А зимой? И зимой писатель видит, как от сугробов «исходит жидкий неверный свет, зеленоватый и зыбкий в сиянии молодого месяца». А вот знаменитая степная меду ница. И она, оказывается, постепенно ме няет цвет, превращаясь последовательно из пурпурной в фиолетовую, а позже — нали вается синевой, «Синее лунное сияние за ставляет струиться снег, и он, искрясь и пе реливаясь синими, красными, желтыми блестками, кажется погруженным на дно океана. И только в темном небе, над голу бой толщей воды, роятся, как живые, зе леноватые льдистые звезды». Очарование картин родной Кулунды' усиливают и острые, щекочущие запахи и — звуки. Вот «тоненько, ка к лесной родни чок», льется песня, и, кажется, «ее рождает сама степь, без участия человека, сплетая из звездных лучей, шороха трав, дыхания земли эти звуки, которые никуда отсюда перенести невозможно» Без чудес и фантастики, реалистично ри суя природу родного края, сочные харак теры простых тружеников Кулундинских степей, Дедов дает в итоге яркие картины, поразительной свекести, чистоты и просто ра. Его рассказы, его повесть о детстве ис полнены такой чистоты и глубины, которые может породить только истинно народное начало, качество, отличающее талант пи сателя.. ЛОЛЛИЙ БАЛАНДИН Эдмунд Гюнтер. Стихотворения. Перевод с немецкого. Предисловие В. Коржева, Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. Этот сборник, вышедший к шестидесяти летию поэта, стал его последним прижиз ненным изданием. Эдмунд Гюнтер в книге «Писатели о себе» писал: «...И вот, оценивая прожитое, огля дывая пройденный путь, прихожу к одному- единственному выводу: для two , чтобы творить, надо не только знать и познавать, а прежде всего то, о чем пишешь, любить страстно, самозабвенно». И читая его сти хи, ^убеждаешься, что он любил -то, о чем писал, верил в животворную силу челове ческого общения, неисчерпаемую красоту окружающего мира, мудрость жизни и доб роту человека, в его способность оставлять после себя светлый след. Ведь тот, кто жизнь свою другому дад, вовек бессмертен. Множество стихов посвящено природе, жнзня растения, особенно большим, одино ким деревьям, корнями уходящими глубоко в землю и протянувшим к небу молодые ветки, на которых отдыхают в дальних пе релетах птицы. Образ дерева — древнее олицетворение слиянных в творчестве сил природы — у Э. Гюнтера часто становится стержнем притчи или новеллы («Старая сосна», «След в жизни», «Горная сосна»). Поэзия Э. Гюнтера традиционна и проста, и темы ее — вечные темы; жизнь, любовь, труд, преодоление судьбы. Любое проявле ние мужества не остается им незамечен ным — у малой травинки, у птахи, сумевшей справиться с жестокой стужей, учится и ои, человек, преодолению! Мотив стойкости, самопожертвования и доброты постоянен в его стихах, как и мо тив родины, будь то зелень степей и лесов Тамбовщины, знойная почва Поволжья, ковры тундры, открывающей неброскую, но щедрую красоту тому, кто умеет видеть и чувствовать, или безграничность белых снегов Заполярья: «И почему так, почему та или иная сторонка вначале кажется туск лой, чуть ли не безжизненной, а вот спус тя некоторое время предстает совершенно преображенной? Объяснение одно; сначала и земля и небо чужие, а люди — незнако мые. Затем приобретаешь друзей, пород нишься с людьми — и все вокруг озаряется новым светом. Да, именно тепло (пусть это и прописная истина), тепло людское, дарен ное тебе, становится живительным источни ком, это тепло окрыляет, дает силы»,^- пи сал поэт, и мысль о человеческом участии, поддержке в трудные минуты постоянно на ходила отражение в его творчестве. Очень искренне и правдиво говорил поэт о труде, рождающем творческую радость. Как ни была бы тяжела работа, для него — это осознанная необходимость полноценной гражданской жизни, право на человеческое достоинство: День — огромный и полный заботы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2