Сибирские огни, № 6 - 1983
Петр Дедов. Моя голубая весна. Повесть, рассказы. М., Современник, 1982. Лунные поляны. Рассказы, миниатюры. Но восибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. Петр Дедов принадлежит к поколению тех писателей-сибиряков, чье детство и от рочество пало на тяжелейшие военные и первые послевоенные годы. Это было вре мя, когда восьми-, двенадцатилетним маль чуганам приходилось трудиться наравне со взрослыми, когда хлеб выпекали, подмеши вая в него лебеду и березовое корье, когда сладкий корень солодки заменял сахар. Но недаром говорится, что трудности закаля ют характер: вырастали из этих мальчуга нов люди волевые, не боящиеся житейских передряг, и — навсегда преданные своей род ной земле, родному своему краю. Таков в самых общих чертах лирический герой всех произведений Дедова, в котором отчетливо просматриваются автобиографические черты. Не ищите у писателя-сибиряка поэтиче ских иносказаний, красочных метафор, ли рических восторгов, с помощью коих он передал бы читателю свои чувства сынов ней любви к Сибири, к родной Кулундин- ской степи, к могучему озеру-морю Чаны, в округе которого происходит действие большинства рассказов. Дедов пишет сдер жанно, точно, почти документально. Ни фан тастических картин из мира сказок, ни волшебников, ни колдунов, ни разных там Змеев Горынычей не допускала в свои си бирские байки бабушка Федора, вспоминал впоследствии писатель свою «Арину Роди оновну». В ее рассказах действовали обык новенные люди: «жадные и щедрые, хитрые, злые, добрые, умные, дураки. Рядом с ни ми — всякая живность, которая или прек расно уживается с людьми, или вредит им, но все происходит без ковров-самолётов и скатертей-самобранок, а так, как в обык новенной жизни». / Вот так и пишет Петр Дедов; верный памяти детства, все, «как в обыкновенной жизни». И встают перед нами картины сибирской жизни с весенними и осенними зорями, зимними падерами, долгим санным путем, сменяемым весенней распутицей, с тракторами и комбайнами, застревающими у разлившейся в половодье . скромной и тихой летом речки, с дорожными кюветами, в которые, «струясь, течет синяя вода — снеговица, причесывая бурые прошлогодние травы». До глубокой ночи чинит тракторист Иван свою машину с тем, чтобы назавтра посветлу, «до работы» выручить сельпов ский грузовик, севший в грязи на оба ди- фера... Худой, бородатый, непохожий на са мого себя, не дождавшись баньки, уснул на диване отец. Целую неделю не было ком байнера дома — помогал в соседнем совхо зе убирать хлеб. И «лучше всяких духов» пахнет от него мазутом, железом и крепким потом. Вместе с запахом пшеничной соло мы, нагретой солнцем, входит этот запах в сознание сына как самый сладкий запах хлеба... Все описания П. Дедова предельно точ ны, строго прикреплены «по принадлежно сти»— -к своему краю, к деревне, к профес сии. Ни многословия, ни языковой небрежности не может допустить Дедов, истинный сибиряк, знающий цену слову. Крепкую, плотно сбитую, здоровую кон- довость сибиряка, его трезвый, реалистич ный взгляд на мир принес Дедов в нашу литературу. Но, странное дело, чем больше вчитываешься в эти бесхитростные строки, чем глубже вникаешь в эти предельно ясные картины, в эти достоверные и такие прос тые с виду образы, тем неодолимее охва тывает тебя чувство, которому и названия- то не сразу подберешь. Скорее всего это — ощущение поэтичности всего, что открыл перед нами писатель. Его поэзия рождена не красотами стиля, не ритмизованными речетактами и не звоном аллитераций. Это — поэзия труда, воспетого без при крас, поэзия быта сибирского села. Здесь стародавние обычаи, сталкиваясь с нанос ным и поверхностным, что подчас нам несет современность, позволяют отделять зерна’ от плевел. Здесь, наоборот, сегодняшнее, истинно новое и неодолимое, вступая в кон фликтную взаимосвязь с явлениями, уходя щими в прошлое, преобразуют жизнь села, делают ее счастливее и радостнее. Дедов любит сравнивать сегодняшний день с неоконченной картиной живописца, «на которую художник успел нанести лишь серые контуры кустов, деревьев и домов». Нужен великий акт творения весны, чтобы пробудилось все живое, чтобы расцвела полным цветом жизнь вокруг. «Было сов сем уже темно, лишь бледный рассеянный свет струился со звездного неба, и теплынь стояла такая, что надо льдом курился бе лый парок... Запоздалая весна брала теперь свое, земля и ночью дышала полной грудью, в сладостных муках возрождая все то, что должно на ней жить». Дедов прокладывает верную тропинку к тайнам такого удивительного, не познанно го до конца ни друзьями, ни врагами на шими, . явления, которое зовется сибирским характером.1Да, он, сибиряк, не фантаст, не романтик в ; общепринятом смысле этого слова. Он всегда стоит твердо на почве трезвой реальности — в суровом краю, где плохи шутци с природой, фантазия должна быть подкреплена самым трезвым расчетом. Но он, этот удивительный характер, овеян иной романтикой, иной поэзией, почвой для рождения которых служат бескрайние на ши просторы, неизменное ощущение богача, владеющего несметными, еще неосвоенными природными ресурсами. Суровая жизнь пер вопроходца в сочетаний с необычайно от ветственным ощущением первооткрывателя создают гордое, радостное и чуточку воз вышенное мироощущение у человека, но сящего звание — сибиряк. Страсть сильная, но сдержанная, чувст ва высокие, но лишенные малейшего нале та сентиментальности, слова простые, бес хитростные, без речевых завитушек, но идущие от сердца,— вот что такое проза коренного сибиряка, писателя, воплотивше го в своем творчестве характернейшие черты человека нашего бурно развивающе гося мира. Исследование детства на пороге юности и старости на пороге смерти — таков диа пазон размышлений писателя о судьбах своих героев-сибиряков и — шире — о судь бах землян. Что вынес старый человек из своей долгой жизни, какую мудрость, не доступную мальчишескому разуму? С этой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2