Сибирские огни, № 6 - 1983
ной деревни, куда хочется ему вернуться с чувством исполненного долга: «Как бы ни- велики были,любимые им композиторы, их музыка- ничто в сравнении со звуками обы кновенного ручья». С болью скорбит он по чистой речушке Белоярке, которая теперь высохла. Чернышов захвачен мыслью во плотить думы о природе в эпическом полот не, «создать прозаическую поэму о гибели целой речки»,.. Но ворсе не экологические проблемы вол нуют Анатолия Иванова. Главное, что бес покоит,— творческая совесть, которая гло жет Душу, когда томится сознание, неспо койно бьется сердце, горячится мысль, а строки не идут на бумагу, стынут на кон чике пера. Творческая требовательность, доходящая до самоистязания,— тяжкое бре мя, истинного таланта. Вот этой-то болезнью духа и страдает писатель Чернышов. Громкая слава... Сытая жизнь в Москве... Все, кажется, есть у Чернышова. Но тогда почему Маша — его давняя любовь — мыс ленно называет писателя «несчастным че ловеком»? Отчего недовольство собою сне дает его Душу? Когда совершил он ошибку, за которую приходится расплачиваться те перь, у заката жизни?.. Окрашенные дра матизмом мысли о ненадежности человече ской жизни овладевают героем. «Не чувст вуете, как в самом воздухе разливается тос ка ?— вопрошает он.— Где-то звучат и зву чат тоскливые ноты... Что-то со мной про исходит». «Душа его давно, видимо, больна, больна...» — говорит автор о герое. Внут ренние монологи героя, проходящие сквозь повесть, композиционно скрепляют ее в еди ную художественную систему. Ч т о я писал, д л я к о г о писал и к а к писал? — мучается Чернышов. Оправ дан ли был его легкомысленный «интерес к быту в различных его проявлениях», по выражению нравственно убогого, растлен ного проходимца — критика Сени Куприна. Надо было писать историю народа, а не «печь» ради скорых успехов повести с уни версальным сюжетом о жене и двух мужь ях, какие, бывало, «выпекал» он по две, три в год... Чернышов слышит народную песню, полную тоски и любви, и вдруг об наруживает, что в с е написанное им — ни что в сравнении с могучей силой песни, во бравшей в себя жизнь народа, веками при обретенную мудрость бытия... В самооболь щении, в боязни беспросветного труда и легковесном скольжении по верхам жизни кроется драма Чернышова. Были и «толч-- ки» к этой пропасти; критики-льстецы вроде дармоеда от литературы Сени Куприна. А еще жена.— холодная, «бескровная» жен щина, никогда не знавшая огня , любви, жаждавшая только денег. Вопросы к самому себе, к своей совести: «ради чего жил», «ради чего писал», «по чему все проходит бесследно»,— потрясают героя... Чернышов родился в деревне, зна ет .цену куску хлеба. Нет, он не сибарит, почивающий на лаврах прошлых успехов. Глубинная связь с народом, питавшая ис токи его растраченного дара, обусловила исходно верный взгляд на мир, искусство. Но слащавость лести, бремя славы, мещан ское обывание, подменившее жизнь, подто чили его душу. Точили долго, но он этого не замечал, не считал это существенным. 170 Ш Ценой душевных терзаний приходится те*- перь платить, чтобы вырваться из плена са- ■ моистязания, сознаться прежде всего само му себе в ошибках. Исповедальный тон повести проявляется и в сценах доверительных, окрашенных ли рическими красками, и в эпических откро вениях автора о героико-драматической рус ской истории. Народное сознание, память истории, русский удалой дух с его свободо любием — условие полной душевной рас крепощенности художника, вышедшего из народных недр, материнская основа, при- ~ дающая всему, что он делает, пишет, на стоящий смысл. Вот здесь-то и порваны связи у Чернышова. Порваны лишь на миг. • Но и за этот миг приходится платить... Драма художественного поиска и не- сбывшейся любви — стержневые линии по вести, накладывающиеся друг на друга, цереплетающиеся, дополняющие одна дру гую. Кажется, повесть написана на едином дыхании, как бы явилась моментальным ' фотоснимком душевного состояния героя. Вместе с тем она — раздумье вслух, полное тревожных вопросов, ответы на которые • нельзя дать быстро и однозначно. Окололитературное «дно» в повести пред-; ; ставлено фигурой критика Сени Куприна. - Бездарность, циник, позер, ерник, взяточ- ■ ник, без зазрения совести получающий «да ры» от Чернышова,— таким показан этот тип. Фальшиво живущий сам, Куприн на правил по фальшивой литературной стезе и Чернышова. Докопавшись до истоков творческой дра мы, Чернышов словно ожил, «думает о без брежности и нескончаемости жизни» и на- - ходит ответ на давно мучивший его воп рос» — в чем конечный, самый конечный смысл жизни и деятельности человека как разумной материи природы»; жизнь дви ж ут не хладные умы писателей и горячие сердца поэтов, а люди земли, поля, леса, которые когда-то, века веков назад, впервые- распахали почву, посеяли злаки, а осенью собрали их, начатое ими продолжили и про должают новые поколения. «...И в этом бесконечном повторении заложено то вели кое таинство жизни, тот величайший ее смысл, над разгадкой которого извечно бьется человечество». Повесть мелодична, полна запахов и зву ков, она действительно поэма в прозе, по эма откровения, исповедь сердца. Одновре менно она горит огнем публицистики, _ уничтожающа по адресу горе-критиков, да леких от истинного понимания потаенных глубин художественных творений, натужно, громоздящих в своих опусах истертые фразы. Долгий, напряженный монолог героя вер шится надеждой на духовное обновление: «Ах боже мой, да ведь если отбросить прочь самолюбие, если найти в себе силы загля нуть правде в глаза... правде в глаза...» Однако это «если бы» так и остается нео существленной мечтой героя, не нашедшего в себе мужества сбросить ярмо житейской рутины. Погрязший одной ногой в болото ступит туда и другой — такой логический исход ждет всякого, оступившегося хотя бы раз в жизни. Вот о какой драме поведал нам А. Иванов. ВЛАДИМИР ЮДИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2