Сибирские огни, № 6 - 1983
н книжном полки Сергей Сартаков. Лист Мёбиуса. М , «Прав да», 1982- Эта небольшая книга являет собой ли рико-философские размышления писателя о любви человека к человеку, о сути чело веческого счастья. Ставя в своих новеллах «вечные . вопросы» бытия, автор поверяет их самой нашей жизнью, опытом счастли вых взлетов и горьких падений героев, на селяющих книгу. Совсем недолгой была любовь медсестры Маруси и студента Виктора («Незабудки»), Да и любовь ли? Кончился сезон, Виктор уехал,- пообещав вызвать Марусю к себе, в Москву, чтобы жить и учиться вместе. Уехал и на многие годы исчез. Казалось бы, очередной «курортный роман» (сам Виктор, кстати, так его и воспринимает), однако С. Сартаков как бы советует чита телю не торопиться с выводами, как бы предупреждает, не слишком ли спешим мы порой объявить вспыхнувшее чувство слу чайным и бежим его, не думая, что бежим от собственного счастья... Бегство не сдела ло Виктора счастливым. Напротив, когда волею обстоятельств он вновь попадает в тот же санаторий, совершенно больным и разбитым,— это уже «несчастный человек. Неудачник. Учился на геолога, институт не закончил. Работает на перевалочной базе экспедитором. Трижды женился, разводил ся. Не нравились женщины, боялся иметь детей. А теперь, когда в жизни надвинулись грозные дни, остался совсем один»... Пре дательство Виктора тяжело отдалось в ду ше Маруси. Но оно не опустошило ее, пото му что в ней оставалась любовь; искрен няя, настоящая. Каждый год приезжает Маруся в санаторий. «Я не могла не при езжать сюда. Ведь здесь я дышала... вздо хом первой любви!» — сознается она. И вот новая встреча. Странно, но прежнего чувст ва вроде бы и не ощущает Маруся. Ушло, выгорело оно. Так, по крайней мере, она убеждает себя. Но вдруг нужна помощь — Виктору, всеми забытому. И тогда Маруся без колебаний помогает ему. Вернулась любовь? Или сказалась простая человече ская жалость? Или что-то иное выразилось в этом поступке? Автор не дает однознач ного ответа. Он просто пишет один из ва риантов судьбы, разбираться в нем и да вать оценки предлагая нам. Сержант Нарубин («Домой») потерял в войну родных. Но вот однажды, в конце войны попадает ему письмо старого ангар ского лоцмана Андрея Максимовича Оклад никова, в котором тот приглашает к себе бойца, у которого «нет ни села родного, ни дома, ни семьи и приклонить голову негде». После долгих раздумий, демобилизо вавшись, Степан решает поехать к Оклад никову. Ему, одинокому человеку не первой молодости, нужны и кров, и семья, и доб рое сердечное участие. У Окладникова Сте пан не только обрел крышу, но и почувст вовал, насколько могуча и щедра может быть любовь человека к человеку. Безгра ничная душевность Андрея Максимовича сотворила чудо — возродился, освободился наконец от гнета горя Степан Нарубин, об рел уверенность, вновь ощутил счастье жить мирной трудовой жизнью среди открытых и бескорыстных людей. Окладников — обы кновенный русский человек, но в изобра жении С. Сартакова он настолько типичен, что мы можем говорить об олицетворении в нем лучших черт русской души, русского национального характера. Не случайно, убеждая Степана остаться у него, лоцман говорит: «А ты подумай так: не я, а народ солдата своего приглашает. Народ надо уважать». Многоголосый разговор о счастье дости гает истинно философской глубины и на пряженности в рассказе, давшем название всему сборнику, «Лист Мёбиуса». «Счастье — это ведь не обстоятельства, в каких живет человек, а скорее свойства его характера, его оценка этих обстоя тельств»,— говорит герой рассказа «Лист Мёбиуса» Валентин Шатонович. Он осо бенно прав в том, что счастье — действи тельно ерть «свойства характера». И писа тель доказывает это каждым из рассказов своей новой книги. ГРИГОРИЙ АРАБЕСКИН Анатолий Иванов. Повесть о несбывшейся любви. «Огонек», 1982, № 32—35. Точка отсчета в повести — Сибирь, де ревня Белоярка. Отсюда вышел главный ге рой — «известный на всю страну писатель, давным-давно удостоенный всех возможных званий, государственных наград и премий», Чернышов. Лаконично передает А. Иванов его эстетический мир: «Чернышов любил и понимал природу. ...В душе он был музы кантом, без конца слушал обожаемых им Бетховена, Глюка...» Он не оторван от род
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2