Сибирские огни, № 6 - 1983
ря, очищакМцегб землю от нечисти, равно значен, таким образом, демиургу, творящему космос. По древнему народному поверяю бурят, истинный, каноничный текст «Гэсэриады» должен состоять ровно из девяти частей (на практике это соблюдается далеко не всегда), и исполняться она должна в тече ние девяти дней и ночей. Части эпопеи име нуются «ветвями», а сама она уподобляет ся, таким образом, великому мировому дре ву, объемлющему своей кроной небо, а корнями прорастающему в преисподнюю. Этот поэтический образ нуждается в пояс нении. По мифологическим представлениям многих народов, в центре мира растет ги гантское древо, соединяющее собой три зо ны мироздания — небо, землю и тартар. В корнях его бьют ключи бессмертия, на ветвях растут молодильные яблоки, по его Стволу поднимаются на небо шаманы, всту пающие в общение с богами. Его образ очень популярен в фольклоре и особенно в эпосе: в эпических произведениях древних обитателей Месопотамии — это древо «ху- луппу»; в Библии — знаменитое «древо познания добра и зла», вкусив яблоко с которого совершили грехопадение Адам и Ева; в «Слове о полку Игореве» — хорошо всем известное «мысленно древо», в «Стар шей Эдде» — космический ясень Иггдра- силь. Это о нем, о мировом древе, великий Гёте сказал: Суха теория, мой друг. Но древо жизни вечно зеленеет! В бурятской «Гэсэриаде» мировое древо представлено серебристо-золотой осиной, растущей на вершине горы, там, где небо сходится с землей. Питающие ее источники и растущие на ней листья возвращают лю дям молодость и даруют жизнь. Девять ветвей древа символизируют девять слоев вселенной (каждый из трех миров — небо, земля и преисподняя — делится в свою оче редь еще на три «этажа»). Число девять вообще пользуется у бурят особым почте нием и считается священным, что отрази лось и в «Гэсэриаде»: повивальная бабка ухаживает за новорожденным в течение девяти суток, девять суток длится и пир по этому случаю и т. д. Девятка здесь число космологическое, обладающее Значением законченности, завершенности, полного то ждества макрокосму. Девятислойной все ленной соответствует мировое древо с девя тью ветвями, отождествляемая же с ним героическая эпопея о Гэсэре представлялась в глазах бурят некой священной, всеохва тывающей мудростью, дарованной богами, и потому тождественной космосу и девяти частной по структуре. Это наблюдение подтверждается целым рядом аналогий. В разных культурных традициях роль кос мологических выполняли разные числа: тройка символизировала три мира — верх ний, средний и нижний, четверка — че тыре страны света, пятерка — страны све та плюс центр, семерка — страны света и центр плюс зенит и надир и т. д. (в зави симости от сложности космологической схе мы эту роль могли играть числа двенад цать, двадцать четыре и,др.). В согласии с этим каноничным считалось деление религи озно-литературных произведений на соот ветствующее число частей. Так, по индий ской легенде, Вишну разделил содержащее в себе сокровенное знание веды на четыре части (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа) по числу стран света. Из большего числа существовавших некогда апокрифических (т. е. неканонических, не освященных церковью) евангелий в Новый завет вошло лишь четыре (от Матфея, Мар ка, Луки, Иоанна), что, по мнению ранних христианских богословов, опять-таки соот ветствует идее целостности четырехчастной по горизонтали вселенной. Калмыки в про шлом веке были убеждены, что их нацио нальная героическая эпопея «Джангариада» в своем истинном и полном виде должна состоять из двенадцати частей, что также объясняется космологическим характером этого числа. Образ «Гэсэриады» — мирового древа с девятью ветвями,— как можно видеть; не просто художественная метафора, но глу бокий по своему смыслу символ, берущий начало в далеком прошлом, в недрах мифо поэтического миросозерцания бурят. Корни этого могучего древа теряются в веках, крона же достигает нашей эпохи и шеле стом листьев своих, устами сказителей-ули- гершинов повествует о славных деяниях минувших поколений, о громких подвигах благородного рыцаря Гэсэра, беззаветно сражавшегося со злом во имя счастья род ного народа и всего живого на земле. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2