Сибирские огни, № 6 - 1983

ря, очищакМцегб землю от нечисти, равно­ значен, таким образом, демиургу, творящему космос. По древнему народному поверяю бурят, истинный, каноничный текст «Гэсэриады» должен состоять ровно из девяти частей (на практике это соблюдается далеко не всегда), и исполняться она должна в тече­ ние девяти дней и ночей. Части эпопеи име­ нуются «ветвями», а сама она уподобляет­ ся, таким образом, великому мировому дре­ ву, объемлющему своей кроной небо, а корнями прорастающему в преисподнюю. Этот поэтический образ нуждается в пояс­ нении. По мифологическим представлениям многих народов, в центре мира растет ги­ гантское древо, соединяющее собой три зо­ ны мироздания — небо, землю и тартар. В корнях его бьют ключи бессмертия, на ветвях растут молодильные яблоки, по его Стволу поднимаются на небо шаманы, всту­ пающие в общение с богами. Его образ очень популярен в фольклоре и особенно в эпосе: в эпических произведениях древних обитателей Месопотамии — это древо «ху- луппу»; в Библии — знаменитое «древо познания добра и зла», вкусив яблоко с которого совершили грехопадение Адам и Ева; в «Слове о полку Игореве» — хорошо всем известное «мысленно древо», в «Стар­ шей Эдде» — космический ясень Иггдра- силь. Это о нем, о мировом древе, великий Гёте сказал: Суха теория, мой друг. Но древо жизни вечно зеленеет! В бурятской «Гэсэриаде» мировое древо представлено серебристо-золотой осиной, растущей на вершине горы, там, где небо сходится с землей. Питающие ее источники и растущие на ней листья возвращают лю­ дям молодость и даруют жизнь. Девять ветвей древа символизируют девять слоев вселенной (каждый из трех миров — небо, земля и преисподняя — делится в свою оче­ редь еще на три «этажа»). Число девять вообще пользуется у бурят особым почте­ нием и считается священным, что отрази­ лось и в «Гэсэриаде»: повивальная бабка ухаживает за новорожденным в течение девяти суток, девять суток длится и пир по этому случаю и т. д. Девятка здесь число космологическое, обладающее Значением законченности, завершенности, полного то­ ждества макрокосму. Девятислойной все­ ленной соответствует мировое древо с девя­ тью ветвями, отождествляемая же с ним героическая эпопея о Гэсэре представлялась в глазах бурят некой священной, всеохва­ тывающей мудростью, дарованной богами, и потому тождественной космосу и девяти­ частной по структуре. Это наблюдение подтверждается целым рядом аналогий. В разных культурных традициях роль кос­ мологических выполняли разные числа: тройка символизировала три мира — верх­ ний, средний и нижний, четверка — че­ тыре страны света, пятерка — страны све­ та плюс центр, семерка — страны света и центр плюс зенит и надир и т. д. (в зави­ симости от сложности космологической схе­ мы эту роль могли играть числа двенад­ цать, двадцать четыре и,др.). В согласии с этим каноничным считалось деление религи­ озно-литературных произведений на соот­ ветствующее число частей. Так, по индий­ ской легенде, Вишну разделил содержащее в себе сокровенное знание веды на четыре части (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа) по числу стран света. Из большего числа существовавших некогда апокрифических (т. е. неканонических, не освященных церковью) евангелий в Новый завет вошло лишь четыре (от Матфея, Мар­ ка, Луки, Иоанна), что, по мнению ранних христианских богословов, опять-таки соот­ ветствует идее целостности четырехчастной по горизонтали вселенной. Калмыки в про­ шлом веке были убеждены, что их нацио­ нальная героическая эпопея «Джангариада» в своем истинном и полном виде должна состоять из двенадцати частей, что также объясняется космологическим характером этого числа. Образ «Гэсэриады» — мирового древа с девятью ветвями,— как можно видеть; не просто художественная метафора, но глу­ бокий по своему смыслу символ, берущий начало в далеком прошлом, в недрах мифо­ поэтического миросозерцания бурят. Корни этого могучего древа теряются в веках, крона же достигает нашей эпохи и шеле­ стом листьев своих, устами сказителей-ули- гершинов повествует о славных деяниях минувших поколений, о громких подвигах благородного рыцаря Гэсэра, беззаветно сражавшегося со злом во имя счастья род­ ного народа и всего живого на земле. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2