Сибирские огни, № 6 - 1983
' * шийся с неба, поднялся обратно вверх». У бурят и у других монгольских народов улигеры, в том числе и «Гэсэриада», испол нялись уже в глубокой- древности. Одним из наиболее ранних свидетельств можно считать упоминание Марко Поло (XIV в.) о том, что у монголов перед боем для под нятия боевого духа принято петь особые песни. Едва ли можно сомневаться, что в виду имелись героико-эпические улигеры. Если верить монгольской летописи «Алтан- тобчи», то имя Гэсэра, а следовательно и связанная с ним эпопея,, были известны уже в самом начале XIII в. С древности и вплоть до сравнительно недавнего прошло го исполнению улигеров и в особенности «Гэсэриады» приписывалось могучее маги ческое воздействие на людей и природу. Прежде всего следует сказать, что просто так, ради одного только развлечения, эпо пея в старину у бурят не исполнялась; Для этого требовались серьезные причины и со ответствующая обстановка. Особую пользу «Гэсэриада», как считалось, приносит в «твердые годы», когда в народе свирепству ют повальные болезни, ибо злые духи, их насылающие, панически боятся имени Гэ сэра. Вера в особую магическую силу «Гэ сэриады» была чрезвычайно глубока в на роде. Исполнять сказание о Гэсэре можно было далеко не в любое время. Согласно бурят ской легенде, грозный докшит Жамцаран, один из хранителей буддийской веры, был покровителем трех шарагольских ханов, в конце концов уничтоженных Гэсэром. Жам царан с тех пор ненавидит само имя героя, и потому «Гэсэриаду» можно рассказывать только зимой, ибо летом гневное божество может убить рассказчика громом. У кал мыков, напротив, распевать эту эпопею можно только летом или осенью, иначе, как считалось, она вызовет сильный град или снег. Наиболее благоприятным време нем для исполнения сказания о Гэсэре у бурят считалась ночь, особенно такая, ког да на небе хорошо видны Плеяды. Послед нее отчетливо указывает на связь с каким- то древним астральным культом. Перед тем как приступить к делу, совершались особые церемонии: на крышу юрты ставили блюдо молока, возжигали свечи и специально рас сыпали пепел, чтобы определить, не пока жутся ли на нем едва видные следы сле тевшихся послушать сказание духов. Ули- гершина с почетом усаживали на расстелен ный для него белый войлок, возжигали ветви можжевельника и ставили чашу с вином или молоком и воткнутой в нее стре лой. С течением времени улигеры отчасти ут ратили свой некогда сакральный характер, но по-прежнему остались горячо любимыми народными произведениями. Исполнение улигеров постепенно перестало рассматри ваться как магическое действие, и сущест вовавшие прежде запреты и ограничения утратили свою силу. Эпопеи начали распе ваться и просто для развлечения, чтобы скрасить долгие зимние вечера. Читая напечатанный текст «Гэсэриады», можно составить неверное представление, будто она исполняется унылым речитати вом Это не так. Исследователи, специально занимаюшиеся изучением техники исполне ния бурятских улигеров, единодушно отме чают чрезвычайное разнообразие применяе мых певцом ритмики и интонаций. Каждый персонаж эпопеи в устах сказителя полу чает свой характерный музыкальный мотив, отличающий его от прочих. В точности при держиваясь текста эпопеи, доставшегося от дедов, многие улигершины вместе с тем известны как виртуозные импровизаторы. В свое время нередко устраивались поэти ческие состязания сказителей, представляв шие собой стихотворный диалог, во время которого тут же, на месте, избегая пользо ваться готовыми трафаретами, они вели между собой словесный поединок, стремясь превзойти друг друга в образности и метко сти выражений. Мастерское исполнение героических эпо пей производило на слушателей глубокое впечатление. Г. Д. Санжеев описал случай, свидетелем которого ему пришлось быть, когда улигершин остановил свой рассказ на том месте, где герой вследствие враже ских козней попадает в яму-западню. Воз бужденная аудитория начала упрашивать, чтобы сказитель «вызволил» его из темни цы, и когда тот, уступая требованию, «спас» героя от опасности, по толпе пронесся вздох облегчения и радости. Это наглядно показывает ту меру сопереживания, с какой бурятский народ воспринимал свой нацио нальный эпос, его огромную популярность и живую связь с народом. Сложная генеалогия бурятской «Гэсэ риады» обусловила то, что в ней в качестве реликтов, в виде полустертых следов прош лого нашло свое выражение влияние многих культур азиатской древности. С этой точки зрения интересно рассмотреть образ Хан- Хурмаса, мифического отца Гэсэра. Среди бурят его имя известно во множестве раз личных вариантов: Хормусда, Хормус, Хюрмус, Хормос, Хермос, Хирмос и даже Тюрмес; известно оно и монголам (Хорму- ста), а также тюркоязычным уйгурам (Хор- музта) и алтайцам (Юч-Курбустан), в сог дийском языке оно произносилось как Хурмазтаа. Одним из первых, кто правильно определил этимологию этого имени, был за мечательный бурятский ученый Доржи Бан- заров, который еше в прошлом веке пришел к выводу, что бурятский Хан-Хурмас — это заимствование из древнеиранской мифоло гии, где в качестве высшего божества высту пает Ахурамазда (в средневековом персид ском языке — Ормузд или Ормазд). Ныне эта точка зрения никем из исследователей не оспаривается. Таким образом, отчетливо устанавливается связь между «Гэсэриадой» и «Авестой», священной книгой иранцев, являющейся наряду с «Ригведой» одним из наиболее значительных памятников духов ной культуры - древних индоевропейцев. Сходство не ограничивается одним лишь совпадением имен. Уже в самых ранних слоях «Авесты», относящихся к VI в. до и. э. и связанных с именем легендарного проповедника и вероучителя Заратуштры (в греческой передаче — Зороастр), созида ние мира приписывается двум божествам- близнецам — светлому, доброму Ахурамаз- де и его1 антагонисту, злобному Ангхра- маныо (Ариману). Согласно преданию, между ними постоянно идет война, при этом вся история вселенной и человечества де лится на три мировые эпохи по три тысячи лет каждая: в первую из них безраздельно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2