Сибирские огни, № 6 - 1983
главенствовал Атай-Улан. Между запад ными и восточными небесами помещалось независимое срединное небесное царство, управляемое Сэгэн-Сэбдэгом, завладеть ко торым стремились одновременно Хан-Хур- мас и Атай-Улан. Заболевает дочь Солн ца — Наран-Гохон. Согласно предсказанию, если она погибнет, то сорок четыре тенг- рия Атай-Улана возьмут верх над воинст вом Хан-ХУрмаса. Чтобы отвести беду, средний сын Хан-Хурмаса Бухэ-Бэлигтэ ло вит чудесного жаворонка Азарга и исцеляет дочь Солнца. Между тем вспыхивает война восточных тенгриев с западными. Сын Хан- Хурмаса Заса-Мэргэн одного за другим побеждает в поединке и сбрасывает на . землю трех сыновей Атай-Улана, которые отныне становятся, тремя шарагольскими ханами, «обратившими свои думы к на силью» и «исполненными ядовитой злобы». Затем сам Хан-Хурмас побеждает Атай- Улана и рассекает его тело, части которого, падая на землю, превращаются в различ ных чудовищ-мангадхаев и бесов-шулму- сов. Голова Атай-Улана стала чудовищем Архан-Шудхэр, пожирающим солнце и луну, шея превратилась в ужасного Гал- Нурмана, правая рука — в страшного тигра по прозванью О.рголи, а левая — в пожи рающее детей чудовище Ширэм-Мината, грудь стала алчным и свирепым Абарга- Сэсэном, а седалище и ноги — ужасным Лойро-Лобсоголдоем и тремя сестрами Ен- хобой. Поселившиеся на земле демоны Стали черным источником гибели. Ибо жаждали постоянно. День за днем и из года в год, Истребить человеческий род. Собравшиеся в надзвездной выси боги стали совещаться, как спасти человечест во. Взять на себя эту миссию вызвался Бухэ-Бэлигтэ. По решению богов дочь Солнца превращается в старуху, у которой на земле рождается сын по имени Гэсэр (перевоплотившийся Бухэ-Бэлигтэ). Еще ребенком Гэсэр совершает несколько подви гов, возмужав же, добивается руки трех красавиц и женится на них, а затем начи нает продолжительную и кровопролитную войну с чудищами, уничтожая одного за другим Архан-Шудхэра, Гал-Нурмана, Ор- голи и Ширэм-Мината. Одно из чудовищ забирает жену Гэсэра Тумэн-Жаргалан, но тот после кровавых сражений освобожда ет любимую супругу. Лойро-Лобсоголдой колдовством обращает Гэсэра в осла, и он вынужден возить на повозке тяжелые кам ни. С помощью своих жен Гэсэр освобож дается от злых чар и, совершив множество славных подвигов и покарав предателей, уничтожает в конце концов трех шара- гольских ханов, потомков злобного Атай- Улана. На земле воцаряются мир и счастье: Богатырь, защитивший свободу, Тот, кто счастье народу принес, Мир и благо людскому роду,— Стал Гэсэр, заступник добра. Светлой жизни вкушать веселье. Эта радостная пора Продолжается там доселе. Уже из. краткого изложения сюжета ясно видно, что в «Гэсэриаде» в фантастически- сказочной форме выражены вековые чая ния простого народа об установлении всеоб щей справедливости, благоденствия для всех людей, об уничтожении зла и торжест ве добра, что Гэсэр в народных представ лениях — великодушный и могучий рыцарь, ведущий нескончаемую борьбу за достиже ние этих светлых идеалов. Не всегда, однако, бурятская «Гэсэриада» оценивалась столь однозначно, в конце 40-х годов академиком С. А. Козиным, крупным ученым, много сделавшим для изучения ду ховной культуры монгольских народов, был высказан ряд неверных суждений от носительно «Гэсэриады» (С. А. Козин впо следствии сам признал их ошибочность). В частности, он необоснованно сближал между собой три крупнейших литературных произведения монгольских народов — «Со кровенное сказание монголов» (создано в 1240 г.), «Гэсэриаду» и калмыцкий эпос о Джангаре, усматривая в них близкие по направленности идеи и настроения и пола гая главным их героем. Чингис-хана (что касается Гэсэра, то впервые с Чингнс-ха- ном его попытался отождествить еще Г. Н. Потанин), а в фигурирующих в эпосе ханах видя народных героев и вождей. Исходя из этих неверных посылок, некоторые дея тели науки и культуры Бурятии стали ут верждать, что «Гэсэриада» воспевает и идеализирует одного из самых кровавых и жестоких завоевателей в мировой истории, а в образе мангадхаев, с которыми борется Гэсэр, стали усматривать русских, припи сывая эпопее, таким образом, антирусскую направленность. В целом же сказания о Гэсэре были объявлены феодально-ханским эпосом, аристократическим по своему проис хождению и использовавшимся феодальной верхушкой для идеологической обработки народных масс в религиозно-ламском духе. Утверждалось, что во многих версиях «Гэсэриады» «сочиняется небесное, чисто буддийское родословие Гэсэра, измышляет ся перерождение его на земле, разные «зна мения» его рождения. В иных версиях ме стом обитания героя становятся «пышньге дворцы», а «военные походы и воинствен ные подвиги занимают много места» и т. д. Дело дошло до того, что кое-кто из крити ков 'стал открещиваться от национального достояния, заявляя, что у бурят якобы нет своей «Гэсэриады», а бытующие-де, мол, кое-где сказания — это пересказы мон гольской кнйжной версии. Конец огульному охаиванию народного эпоса положила прошедшая в 1951—• 1953 гг. в Москве и Улан-Удэ широкая на учная дискуссия, посвященная характеру и. общей оценке бурятской «Гэсэриады». В ито ге был сделан вывод, что мнение о феодаль но-ханской сущности «Гэсэра» не имеет под собой оснований, что произведение это глу боко народно и демократично: «Самобыт ные циклы устных эпических сказаний бу рят-монгольского, монгольского и тибетского народов, широко распространенные в стра нах Центральной Азии вплоть до некоторых районов Китая и известные под общим именем эпоса «Гэсэр», ничего общего не имеют ни в смысле своих исторических корней, ни по существу с опоэтизированием личности Чингис-хана. В этом эпосе совер шенно нет антирусских тенденций. В основе эпос «Гэсэр» является народным, посколь ку основным его содержанием является идея о стране крестьянского счастья и ее 11 Сибирские огни № 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2