Сибирские огни, № 6 - 1983

главенствовал Атай-Улан. Между запад­ ными и восточными небесами помещалось независимое срединное небесное царство, управляемое Сэгэн-Сэбдэгом, завладеть ко­ торым стремились одновременно Хан-Хур- мас и Атай-Улан. Заболевает дочь Солн­ ца — Наран-Гохон. Согласно предсказанию, если она погибнет, то сорок четыре тенг- рия Атай-Улана возьмут верх над воинст­ вом Хан-ХУрмаса. Чтобы отвести беду, средний сын Хан-Хурмаса Бухэ-Бэлигтэ ло­ вит чудесного жаворонка Азарга и исцеляет дочь Солнца. Между тем вспыхивает война восточных тенгриев с западными. Сын Хан- Хурмаса Заса-Мэргэн одного за другим побеждает в поединке и сбрасывает на . землю трех сыновей Атай-Улана, которые отныне становятся, тремя шарагольскими ханами, «обратившими свои думы к на­ силью» и «исполненными ядовитой злобы». Затем сам Хан-Хурмас побеждает Атай- Улана и рассекает его тело, части которого, падая на землю, превращаются в различ­ ных чудовищ-мангадхаев и бесов-шулму- сов. Голова Атай-Улана стала чудовищем Архан-Шудхэр, пожирающим солнце и луну, шея превратилась в ужасного Гал- Нурмана, правая рука — в страшного тигра по прозванью О.рголи, а левая — в пожи­ рающее детей чудовище Ширэм-Мината, грудь стала алчным и свирепым Абарга- Сэсэном, а седалище и ноги — ужасным Лойро-Лобсоголдоем и тремя сестрами Ен- хобой. Поселившиеся на земле демоны Стали черным источником гибели. Ибо жаждали постоянно. День за днем и из года в год, Истребить человеческий род. Собравшиеся в надзвездной выси боги стали совещаться, как спасти человечест­ во. Взять на себя эту миссию вызвался Бухэ-Бэлигтэ. По решению богов дочь Солнца превращается в старуху, у которой на земле рождается сын по имени Гэсэр (перевоплотившийся Бухэ-Бэлигтэ). Еще ребенком Гэсэр совершает несколько подви­ гов, возмужав же, добивается руки трех красавиц и женится на них, а затем начи­ нает продолжительную и кровопролитную войну с чудищами, уничтожая одного за другим Архан-Шудхэра, Гал-Нурмана, Ор- голи и Ширэм-Мината. Одно из чудовищ забирает жену Гэсэра Тумэн-Жаргалан, но тот после кровавых сражений освобожда­ ет любимую супругу. Лойро-Лобсоголдой колдовством обращает Гэсэра в осла, и он вынужден возить на повозке тяжелые кам­ ни. С помощью своих жен Гэсэр освобож­ дается от злых чар и, совершив множество славных подвигов и покарав предателей, уничтожает в конце концов трех шара- гольских ханов, потомков злобного Атай- Улана. На земле воцаряются мир и счастье: Богатырь, защитивший свободу, Тот, кто счастье народу принес, Мир и благо людскому роду,— Стал Гэсэр, заступник добра. Светлой жизни вкушать веселье. Эта радостная пора Продолжается там доселе. Уже из. краткого изложения сюжета ясно видно, что в «Гэсэриаде» в фантастически- сказочной форме выражены вековые чая­ ния простого народа об установлении всеоб­ щей справедливости, благоденствия для всех людей, об уничтожении зла и торжест­ ве добра, что Гэсэр в народных представ­ лениях — великодушный и могучий рыцарь, ведущий нескончаемую борьбу за достиже­ ние этих светлых идеалов. Не всегда, однако, бурятская «Гэсэриада» оценивалась столь однозначно, в конце 40-х годов академиком С. А. Козиным, крупным ученым, много сделавшим для изучения ду­ ховной культуры монгольских народов, был высказан ряд неверных суждений от­ носительно «Гэсэриады» (С. А. Козин впо­ следствии сам признал их ошибочность). В частности, он необоснованно сближал между собой три крупнейших литературных произведения монгольских народов — «Со­ кровенное сказание монголов» (создано в 1240 г.), «Гэсэриаду» и калмыцкий эпос о Джангаре, усматривая в них близкие по направленности идеи и настроения и пола­ гая главным их героем. Чингис-хана (что касается Гэсэра, то впервые с Чингнс-ха- ном его попытался отождествить еще Г. Н. Потанин), а в фигурирующих в эпосе ханах видя народных героев и вождей. Исходя из этих неверных посылок, некоторые дея­ тели науки и культуры Бурятии стали ут­ верждать, что «Гэсэриада» воспевает и идеализирует одного из самых кровавых и жестоких завоевателей в мировой истории, а в образе мангадхаев, с которыми борется Гэсэр, стали усматривать русских, припи­ сывая эпопее, таким образом, антирусскую направленность. В целом же сказания о Гэсэре были объявлены феодально-ханским эпосом, аристократическим по своему проис­ хождению и использовавшимся феодальной верхушкой для идеологической обработки народных масс в религиозно-ламском духе. Утверждалось, что во многих версиях «Гэсэриады» «сочиняется небесное, чисто буддийское родословие Гэсэра, измышляет­ ся перерождение его на земле, разные «зна­ мения» его рождения. В иных версиях ме­ стом обитания героя становятся «пышньге дворцы», а «военные походы и воинствен­ ные подвиги занимают много места» и т. д. Дело дошло до того, что кое-кто из крити­ ков 'стал открещиваться от национального достояния, заявляя, что у бурят якобы нет своей «Гэсэриады», а бытующие-де, мол, кое-где сказания — это пересказы мон­ гольской кнйжной версии. Конец огульному охаиванию народного эпоса положила прошедшая в 1951—• 1953 гг. в Москве и Улан-Удэ широкая на­ учная дискуссия, посвященная характеру и. общей оценке бурятской «Гэсэриады». В ито­ ге был сделан вывод, что мнение о феодаль­ но-ханской сущности «Гэсэра» не имеет под собой оснований, что произведение это глу­ боко народно и демократично: «Самобыт­ ные циклы устных эпических сказаний бу­ рят-монгольского, монгольского и тибетского народов, широко распространенные в стра­ нах Центральной Азии вплоть до некоторых районов Китая и известные под общим именем эпоса «Гэсэр», ничего общего не имеют ни в смысле своих исторических корней, ни по существу с опоэтизированием личности Чингис-хана. В этом эпосе совер­ шенно нет антирусских тенденций. В основе эпос «Гэсэр» является народным, посколь­ ку основным его содержанием является идея о стране крестьянского счастья и ее 11 Сибирские огни № 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2