Сибирские огни, № 6 - 1983

Валерий Евсюков БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ Устное народное творчество бурят чрезвы­ чайно богато и многообразно. Оно включает в себя самые различные жанры — мифы, сказки, легенды, исторические предания, об­ рядовые, бытовые и лирические песни. Бес­ спорно, однако, что его вершиной является героический эпос. Бурятский фольклор знает множество эпических сказаний, таких, как «Аламжи Мэргэн», «Алтай Шагай», «Харас- гай Мэргэн», «Иринсей», «Шоно батор», «Ай- дурай Мэргэн» и др. Эпические сказания именуются у бурят улигерами. По свидетель­ ству специалистов, ныне фольклористам из­ вестно около двухсот самостоятельных ули- геров, объемы которых составляют пять, десять, двадцать тысяч и даже много более стихотворных строк. Далеко не все еще это колоссальное богатство как следует описано и изучено, ученым предстоит проделать здесь огромную работу. Жемчужиной бурятского эпоса по праву считается повествование о легендарном бо­ гатыре Гэсэре, защитнике родного народа, в«ех униженных и обездоленных, бесстраш­ ном воителе, уничтожающем злых чудовищ и всяческую нечисть. Академик Б. Я. Вла- димирцов с полным основанием утверждал, что по богатству образов и сложности сюже­ та, по, поэтическим достоинствам этот заме­ чательный эпический памятник можно поста­ вить в один ряд с такими выдающимися про­ изведениями, как «Илиада», «Одиссея», «Ка­ левала», «Витязь в тигровой шкуре», «Песнь о Роланде» и «Песнь о нибелунгах». О бу­ рятской версии «Гэсэра» он писал как о «колоссальной бурятской эпопее, далеко превосходящей размером Илиаду». Извест­ ный бурятский поэт и прекрасный знаток родного фольклора Солбонэ Туя в свое вре­ мя отмечал, что «Гэсэр» «по образам своим, красоте и фантазии почти равен высокоху­ дожественным творениям прекрасной Элла­ ды, пронизанным божественной негой вечно цветущего Олимпа». И вряд ли можно упрек­ нуть его в пристрастности. Многие, в том числе и западнее, ученые высказывали сход­ ные суждения, а французский исследова­ тель Сильвен Леви прямо назвал эпос о Гэсэре «Илиадой Центральной Азии». Из­ вестное среди бурят под названием «Абай Гэсэр», «Абай Гэсэр-хубун», «Абай-Гэсэр- Богдохан» (эпитет «абай» можно перевести как «великий, славный, старший», «хубун» примерно соответствует русскому «добрый молодец», «богдо» же значит «святейший, верховный»), это сказание повсеместно пользуется огромной популярностью и лю­ бовью. Единого, устоявшегося и канонич­ ного текста бурятской «Гэсэриады» не су­ ществует, вариантов столько же, сколько сказителей. Отличаются они друг от друга по объему,.по наличию или отсутствию тех или иных персонажей, эпизодов и рядом других особенностей. Одним из широко известных и изученных является эхирит-бу- дагатский вариант, обширный и отличаю­ щийся стремлением к циклизации: он со­ стоит из трех улигеров — о самом Гэсэре и о двух его сыновьях, Ошор Богдо и Ху- рин Алтае, которые первоначально, . надо полагать, были героями самостоятельных сказаний, но впоследствии стали рассмат­ риваться как сыновья Гэсэра и на этом основании были включены в «Гэсэриаду». Еще в конце прошлого века была записана и начала изучаться унгинская версия «Гэсэ­ ра», легшая затем в основу сводного текста эпопеи, подготовленного и изданного в 1959 г. на бурятском языке советским пи­ сателем Намжилом Балдано. Содержание сводной «Гэсэриады» вкратце сводится к следующему. В стародавние времена, в эпоху творения мира, когда Загоралось первое зарево, Созидалось первое марево; * Не всходила еще трава, Не звучали еще слова В первый раз поведанной былью, И была еще легкой пылью Наша твердая мать-земля, на небесах жили могущественные божест- ва-тенгрии, делившиеся на два стана — богатырей западных и богатырей восточных небес. Во главе пятидесяти пяти западных небожителей стоял Хан-Хурмас, сын Эсэге- Малана и его супруги Эхэ-Юрен — верхов­ ных божеств шаманского пантеона. У Хан- Хурмаса было трое сыновей — Заср-Мэргэн, Бухэ-Бэлигтэ и Хабзта-Гэрэл. Над сорока четырьмя богатырями восточных небес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2