Сибирские огни, № 6 - 1983
новую идею, на то новое, что завязыва лось в поэте. Р Филиппов порой повторяется, но каж дый его повтор имеет свою цель — любое Из явлений, рассмотренное им дважды, а то и трижды, раскрывается от раза к разу глубже и интересней. Так случилось с Си бирью; от плача по горящей тайге, через выходы в ее историю (стихотворение «Про топоп Аввакум») он пришел к эпике «Си бирских ямбов» г—к поэме, первые главы которой дали название его первой книге из бранных стихотворений («Сибирские ямбы», Иркутск, серия «Сибирская лира», 1976 год). Интонационно Р. Филиппов чаше все го рассказчик, владеющий приемами дере венского байшика — здесь и улыбка, же ланная слушателю, и грусть, которую не трудно разделить, и слезы, без которых правда была бы неполной, и сказка, которая делает правду близкой, и прибаутка, без которой банщик неприемлем. Он, без яв ных подражаний, мудро и независимо ис пользует опыт Ярослава Смелякова кото рого числит в своих учителях, так же как и Александра Твардовского. Можно смело утверждать, что именно опыт Твардовского подвигнул его на широту замысла в «Си бирских ямбах», даровал им высокую ноту подлинной гражданственности. Читайте Ленина, студенты! О том, что нужно в жизни вам. И оазученые доценты Не скажут лучше, чем он сам Читайте Ленина! Иваче, Без понимания его. Науки ничего не значат. Искусства —тоже ничего. Читайте, смысл не пролистайте. В одних цитатах жить нельзя. Пока вы молоды —читайте. Читайте Ленина, друзья! А до этого Р Филиппов читал биб лию а опять же по- своему. Читаю библию, друзья. И снова древние пророки, те утешая, го грозя, преподают свои уроки. Конечно, эта старина от Саваофа до Пилата чуть-чуть смешна, чуть-чуть страшна и вообще великовата,— но есть в ней славные куски. Не скрою, душу потрясают и сказки старого Луки, и речи гневного Исайи. Они ходили по воде и ели горькие коренья, и знали: ярость в правоте — закваска всякого прозренья. Пророчество —так до конца! О, как их жгла и как томила не жажда красного словца, а жажда объясненья мира. Интонационно стихотворение о библей ских пророках и «Сибирские ямбы» почти совпадают, но здесь для нас интереснее и важнее совпадение духовное — «не- жаж да красного словца, а жажда объясненья мира». Дерзкое неприятие очевидного, выпла вившее в стихотворении «Читаю библию друзья...» иронически-назидательные строфы и строки («Смей очевидное попрать. Будь у него всегда в опале. Чтоб мир по-новому собрать, черти пй-своему детали»), выросло в желание определить для себя вечное и не- преходящее. Для этого поэту понадобились разные временные пласты — эпоха земле проходцев и эпоха Ленина («Я делом занят интересным — осуществляю связь времен»), а из-за этого -—мечта, важная и одинако во дорогая для всех: Чтоб счастья больше оставалось В народе, в мире и в душе... Здесь можно вспомнить стихотворение из первой книги Р. Филиппова — «Простые стихи про любовь», в котором полное со гласие с миром не внушало тревоги: Мне одно лишь от жизни надо — чтоб она на земле была! Правда, тогда уже были «Печенеги» — с их тревожными мыслями, с их иносказани ем, в котором черпал силы оптимизм поэта. Конечно, можно было утвердиться в своем согласии с миром — развернуть настроение «Простых стихов про любовь» на несколько книг, но Р. Филиппов пошел по линии «Пе ченегов» и через «Пожар», через стихи о протопопе Аввакуме, через стихотворение «Читаю библию, друзья....» вышел к эпике «Сибирских ямбов». Лйния «Простых стихов о любви» по-сво ему продолжалась в стихах, тяготеющих к журнализму («Славка-метеорадист», «Сос новая провинция», «Я сразу просыпаюсь. Время — десять...»), она была необходима человеку Ростиславу Филиппову, но не столь плодотворна для поэта Ростислава Филиппова. Через тревогу за себя и свою судьбу («Вот — море. Вот — земля. Вот — небо го лубое. Решайся, наконец, и выбирай»), че рез познание действительности (которая «романтику стряхнула, как стряхивают пыль с пальто»), через неприятие ее («как тяжко вечно в настоящем быть...») роди лось желание вмешаться в дела «сосновой провинции», страны, мира, потому что ока залось: лучшее в человеке «определяет мера человека, его судьбы и красоты его», а в этом случае «одинаково лежит на всех тя желая забота об отчизне», и здесь возмож но соединить, поставить рядом «природу, и любовь, природу и работу». В последней строке эти вечные ценно сти — природа, работа, любовь -* поставле ны рядом, потому что всегда жили в каж дой из книг Р. Филиппова на равных. Вот— работа, ее азарт, дарованная ею радость. Вдруг о том подумал, что друзей я скликал, знаю крепко-накрепко дело-ремесло, и хожу с артелью по Руси великой, по ее дорогам из села в село. Не калым стреляем, а по чести робим — острецы степные косим по росе. славно сосны валим, ладно избы рубим, очень хитро-мудро ловим карасей! В этих стихах Р. Филиппов молод, весел, открыт, и если интонация здесь иная, нежели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2