Сибирские огни, № 6 - 1983
рачиваЮт смысл. Ведь навеянные космосом образы и понятия, по общему признанию, и так введены в роман достаточно широ ко — гораздо шире, во всяком случае, чем в любом другом произведении современной прозы, не считая книг научно-фантастиче ского жанра. А тут еще неизбежно сопут ствующий аллегориям схематизм морально го вывода... Хорошо, что пафос линии «реальной» его перекрывает, возвращая нас на землю, к героям, подобным человеку «трудолюбивой души» Едигею, к образу суровой и могучей сарозекской природы. Ею, основной линией, задан и тот широкий масштаб, что позво ляет соотнести быт с бытием. Заботы лю дей на маленьком железнодорожном полу станке — с заботами человечества; судьбу одного — с судьбою многих; то, что окаме нело в вековых преданиях,— с тем, что се годня будоражит совесть каждого человека труда. Именно в сарозекских, а не в косми ческих метафорах заключен главный идей но-художественный заряд романа. А. Платонов в одной из своих статей пи сал, что «в области искусства открытие действительности является более трудным делом, чем художественное изображение идеи, выдуманной по поводу действительно сти, но в сущности не совпадающей с ней». Второй путь, как видим, не отвергнут. Но акцент все же сделан на первородстве действительности, в которой художник, из бравший более трудный, с точки зрения Платонова, путь, открывает новые харак теры, существенные, но еще не запечатлен ные никем тенденции, нередко более широ кие по своему объективному смыслу, чем та или иная «художественная идея», став шая для него отправной точкой. Но разве не таким в основном путем шел Ч. Айтматов в своем романе? В. Астафьев в «Парь-рыбе»? В. Распутин в «Прощании с Матёрой»? Недаром их поиски становятся предметом пристального, хотя и не лишен ного подчас элементов полемики, внимания; Слов нет, «интеллектуализация», о кото рой сегодня много пишут, повышение куль туры вымысла и т. д,— все это приметы отрадные. Но хороши они не сами по себе, а в связи с общим результатом, то есть с определенным, выражаясь словами А. Пла? тонова, открытием действительности. Стало привычным говорить о характер ном для сегодняшней прозы многообразии стилей, творческих решений, концептуаль ных подходов. Но столь же несомненно единство стоящих перед нею задач, в осно ве которого — требование многомерного изображения действительности, включая в полной мере и ее социальное измерение. Выбор подсказывает само время, а перед ним наша проза, при всех ее бесспорных достижениях, в немалом долгу. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2