Сибирские огни, № 6 - 1983
обиды — если смерть пошлет, значит, жиЗ- ни пришел предел, на то рождался,— а за все остальное на земле есть и должен быть спрос». Спорят н Едигей с «кречетоглазым». Сле дователь убежден в бесполезности воспо минаний, лишенных утилитарного смысла («В жизни всякое может быть в смысле Исторических событий. Но мало ли что было и как было!»). А вот Едигей думает иначе. Ему ближе позиция Абуталипа Куттыбае- ва, который пишет воспоминания о прожи той им жизни, будучи уверен, что они при годятся тем, кто идет ему на смену, в пер вую очередь его детям. «...Мне положено отчитаться перед ними за свою жизнь,— говорит учитель,— Конечно, есть обшая истина для всех, но есть еще у каждого свое понимание. А оно уйдет вместе с нами. Когда человек проходит круги между жизнью и смертью в мировой ошибке сил и его могли по меньшей мере сто раз убить, а он выживает, то многое дается ему поз нать — добро и зло, истину и ложь...» Вопрос об исторической памяти предста ет как вопрос о духовной преемственности, олицетворяющей собой неразрывную связь поколений. Так перебрасывается мост от эпизодов, повествующих о жизни Едигея и его окружения, от истории с похоронами старика Казангапа к окутанным поэтической дымкой картинам седой древности, к леген де и мифу с закрепленными в них основны ми понятиями о добре и зле. Эти эпизоды романа органичны, они уг лубляют его философскую перспективу, под готавливая вместе с тем финальную сцену у ворот космодрома. ' Но опять-таки — лишь благодаря тем ассоциациям, что уже возникли у читателя по ходу развития основного сюжета, по ме ре вовлечения в его сферу и окружающей людей природы. В романе реальному движению в прост ранстве — медленному движению скромной похоронной процессии — соответствует столь же неторопливое движение в глубь времени. Подобно тому, как у Ю. Бондаре ва в «Выборе» метания героев, их носталь гия, их нынешний взгляд на мир поверяют ся их прошлым, у Ч. Айтматова все, чем в нравственном смысле богат или, напротив, обделен Едигей сегодня, выводится из опы та его предыдущей жизни, и по мере того, как она становится нам понятна и близка, мы начинаем разделять в его оценки людей и событий. Прием, разумеется, не новый, но у Ч. Айтматова дистанция между прошлым и настоящим максимально сокращена, так что в каждой точке сюжета герой выгля дит по-настоящему объемным. Тон задают начальные страницы произве дений. Умер человек, проработавший на заброшенном в степи полустанке сорок с лишним лет,— почти всю сознательную жизнь. С ним словно бы уходит целая эпо ха, пеной громадного напряжения прибли зившая будущее,— так воспринимает, по крайней мере, печальную весть его младший товарищ, не забывающий слов Абуталипа о том, что каждый из нас — это целый мир Но то, что является событием для Еди гея, не представляется таковым для дру гих, к примеру, для сына покойного, СабиТ- жана. Ну, умер старик, так ведь пйжил, а у нас вот дел невпроворот, нам жить да жить. Словом — соблюдем все формально сти, кбли того требует традиция, да поско рее вернемся к текущим нуждам... Тут и раскрывается сразу в чем-то глав ном герой романа. Он ищет отклик не толь ко в своей душе — ждет его от других. На деется заразить их ощущением небуднич- носТи такого события, как смерть, ведь тогда яснее значение такого феномена, как жизнь'. И достигает своей цели. Начало романа — сильный и резкий им пульс ко всему дальнейшему повествова нию, формально ограниченному всего од ним днем, вернее сутками — от полночного стука в будку стрелочника до возвращения с кладбища Ана-Бейит,— а фактически во бравшему в себя множество дней и ночей, до предела насыщенному как памятью о прошлом, так и предчувствием будущего. Такая уплотненность сделала излишними и дотошную детализацию, и равномерное рас пределение бытовых красок между персо нажами, имеющими в глазах автора раз ный интерес. Да он и не старается скрыть, что интерес этот весьма неодинаков и что внутренняя суть, допустим, лейтенанта Гаксынбаева с фантастического космодрома для него важ нее, чем подробные портреты немногочис ленных сослуживцев Едигея и их жен. Что ж, лейтенант вписался в общий кон текст романа, несмотря на вымышленность охраняемого им объекта. Зато всей вообще фантастической линии такой совместимости с художественным организмом явно не хватило. Выше уже шла речь о том, что у фан тастического сюжета об открытии паритет- космонавтами планеты Лесная Грудь нет столь надежной опоры, которой обладает сюжет реальный. Вряд ли объединяющим началом, ядром всей концепций мог стать и Едигей. Хотя бы потому, что связанные е космосом представления в целом ему чуж ды. Не то чтобы ему не приходилось заду мываться о будущем, напротив, Едигей из породы людей духовно-пытливых. Но раз мышляет он о нем в собственных, подска занных непосредственным житейским опы том категориях. Став -однажды свидетелем того, как стремительно взвивалась в бездон ную высь космическая ракета, пережив изумление и восторг, он думает все же о том, что «космические полеты... были очень далеким, почти магическим, чуждым ему делом». Едигей таков, каким его видит автор, а видит он своего героя отнюдь не в ореоле безграничного совершенства. И все же у писателя были веские основания выдвинуть Едигея в «центр современного... миропоряд ка». Во-первых, это место людей, на кото рых «земля держится». А во-вторых, вели чием души герой романа мало кому усту пит. Но если так, то ввод особой фантастиче ской линии был со стороны автора нема лым художественным риском, тем более что некоторые смысловые акценты расставлены в ней не совсем точно. Ее воспринимаешь не как многозначную метафору, а как весь ма приблизительную аллегорию, ибо на ситуацию с паритет-космОнавтами нам пред лагают взглянуть со столь недосягаемой высоты, с которой социально-этические раз личия заинтересованных сторон как бы ут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2