Сибирские огни, № 6 - 1983
на тех, к кому речь Хохлова непосредственно обращена. Ведь что такое «лишнее» в Юшкове? Это его подсознательная неприязнь к го лой функциональности, благодаря чему он не совсем готов идти по стопам тестя, ко торый, будучи человеком последователь ным, приемлет даже Белана, не прошая тому одного: зарвался. Юшков тоньше, о собственной пользе не хлопочет. Но ока зывается, что инстинктивная порядочность сама по себе еще далеко не все. Молодой инженер, попавший после рас пределения на отдаленную автобазу и от служивший там дольше положенного сро ка, потому что не находилось замены, и не помышлял о карьере снабженца, стал им по воле случая. Но прошло каких-нибудь пять лет, и уже поздно было что-либо ме нять, так же, как в четко определившихся взаимоотношениях с женой, тестем, друзь ями. Тут потребовалось бы куда больше решительности, трезвой самокритичности, чем у него есть. Юшков, между тем, жи вет, вернее научился жить всецело теку щим, и прежде всего — неотложными про фессиональными заботами, и в этом своем качестве стал отменным практиком. Но практиком, пришедшим однажды к выводу, что «большое удовольствие — быть выше обстоятельств». Однако лично он «в пра ведники не набивался». В центре повести А. Каштанова и про изведений, ей созвучных,— не определен ная хозяйственная практика и пути ее улучшения, как может показаться на пер вый взгляд, а ■отношения людей, жизнен ных Позиций, способов личного и общест венного самоутверждения, накладывающих свою неизгладимую печать и на то, что называется хозяйственной практикой, и на многое другое. В той мере, в какой в прозе этого круга (а здесь следовало бы назвать также по вести Б. Гусева «Открытие», В. Мурзакова «Паводок» и некоторые другие) нечто су щественное, общественно значимое выяв ляется в сюжетном движении, в столкно вении характеров, весомо и их эстетическое воздействие. Гут нет ни притчей, ни ино сказаний. В них заметна попытка осмыслить но вые жизненные проблемы и коллизии, под час выпадающие из поля зрения условно метафорической прозы. И в основном — с помощью аналитического углубления в ситуацию, а не обострения фабулы. Дорогой ценой оплачивают персонажи повести В. Мурзакова «Паводок», работа ющие на строительстве плотины, выход из таких экстремальных ситуаций, которых можно было бы избежать, если бы их на учились предвидеть. Но тем самым привыч ка работать, если воспользоваться точным выражением одного из героев произведения, «всю жизнь на прорывах» утрачивает романтический ореол, а это с неизбежно стью создает вокруг людей, рассматрива ющих свое профессиональное дело как спо соб личного самоутверждения, совсем дру гой микроклимат... > 1 Иная ситуация в повести Б. Гусева «От крытие», где нарисована картина сложных взаимоотношений ученых и инженеров крупного НИИ. Тем не менее в главном действующем лиие произведения, Федоре мН Аникановиче Атаринове, угадывается все тот же расчетливый честолюбец, стремя щийся самоутвердиться за счет интересов коллектива, общего дела. У Атаринова, соб ственно говоря, нет противников ни в лич ном, ни в профессиональном плане — он создает их сам, стараясь задвинуть в тень незаурядное научное изобретение, посколь ку ему оно не сулит никаких престижных выгод. И все же опасен, с точки зрения ав тора, не столько этот преуспевающий ад министратор с блестящими манерами, сколько насаждаемая им вокруг себя атмо сфера завистливого карьеризма, подхали мажа, замаскированного безделья, мешаю щая научному творчеству. По закону об ратной связи она оказывает разлагающее влияние и на него самого. От неудовлетво ренности скромной ролью научного работ ника, не осыпанного щедрыми милостями фортуны, до слепого, бездумного упоения административной властью — таков путь Атаринова, развернутый в сюжет повести. Внешне это, действительно, как гласит под заголовок произведения, «несколько сцен из деловой жизни». По существу же здесь по ставлена проблема, выходящая за рамки узкопроизводственной, «деловой» эмпири ки... Словом, если вдуматься, перед нами как бы другой, противоположный полюс теку щей прозы, где явно преобладают иные за коны художественного мышления, где при нят свой, по возможности точный, отсчет времени. Достоинства его, как литературного яв ления, очевидны. Особенно на фоне издер жек, всевозможных туманов щ красивостей условно-метафорической школы. В свое время это и дало повод критику Л. Аннин скому заявить со всей решительностью о «жажде беллетризма». Но как быть с потребностью — причем все более осознаваемой — в широком, це лостном осмыслении современной жизни в единстве судьбы человеческой и судьбы народной, частного и общечеловеческого? Мечтать сегодня о простом возвращении к «беллетризму» было бы уже архаично. У В. Распутина в «Прощании с Матёрой» конкретная, навеянная сегодняшней дейст вительностью ситуация — затопление вода ми Ангары небольшой сибирской деревень ки,— измерена предельно широким масш- •табом, увидена под углом зрения драма тических взаимоотношений нового со ста рым, традиционным. Проникаясь насущны ми заботами Парьи Пинегиной, ее сына Павла и других жителей Матёры, погру жая их, что называется, в самый подлин ный быт, автор произведения вместе с тем решительно отметает все, что могло бы из мельчить их чувство привязанности к род ной земле как память о прошлом, которое и для него самого отнюдь не пустой звук. Способность писателя стать на один уро вень с героями и не утратить нравствен ную перспективу, потребность в «коренной», объединяющей разные точки зрения, прав де придает повести философскую концеп туальность. Конечно, у кого-то по ходу чтения пове сти могут возникнуть и неожиданные, ска жем, библейские ассоциации. Но они не акцентированы, не вынесены на уровень завершающей авторской мысли, а напро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2