Сибирские огни, № 6 - 1983
него солдата, каким он предстает в ретро спективных эпизодах. Ведь речь у автора — о духовном измельчании. А между тем эпи зоды эти разведены лишь эстетически, не более. Вот давний, еще из послевоенных времен, случай с голодной девчонкой, где управлял героем голый инстинкт. И опять- таки инстинкт, хотя и несколько иной, ин стинкт самосохранения, заставляет его спу стя много лет отвергнуть неистовую, не ук ладывающуюся в привычные рамки любовь. Немногое, значит, изменилось в этом чело веке, которого мы причислили бы к совре менным Ионычам, если бы ему вообще было что терять. Идея повести, пусть и в своем «укрупнен ном» качестве, повисла в воздухе. И неволь но думаешь, что причина не в особен ностях повествовательной манеры (она вполне могла бы быть и традиционной), а в известной непроясненное™ харак тера, в котором фокусируется обычно ав торская точка зрения на жизнь. Если фокус расплывчат, не всегда помогают даже «инъ екции» — лирические или метафорические. Видимо, и проза, соединяющая бытовое изображение с условностью и смещением реальных пропорций, подчиняется неким не преложным законам. И здесь абстрагирова ние героя от жизненных обстоятельств имеет границы, во всяком случае, должно соответ ствовать уровню его обобщенности в рам ках всего произведения, взятого как целое. Встречая в сегодняшней прозе какую-либо вещь, написанную не без блеска, по-своему изобретательно, с выдумкой, но напоминаю щую занимательный, начиненный загадками ребус или беллетризированный морально философский трактат, отчетливо чувствуешь, что именно эти законы и были здесь нару шены. У произведений подобного рода тоже, ве роятно, есть право на существование. Не го воря уже о тех, где выход за пределы «жиз- неподобия» по-настоящему оправдан. Оп равдан своеобразием авторской мысли, как в некоторых повестях и рассказах того же А. Кима или, к примеру, В. Крупина, чья повесть «Живая вода» недаром вызвала чи тательский интерес. Но чаще своеобразие это мнимое: вроде бы и вопросы затронуты немаловажные, и ситуации остроумны, порой парадоксальны, а вот чуда «преображения» исходных посылок в неотразимо-убедитель ные, пусть и далекие от внешнего правдопо добия, образы не происходит. Как не вспомнить тут замечание Ф. Абра мова (в его выступлении на VII съезде пи сателей СССР) о том, что «нравственность вне социального, гражданского, вне насущ ных проблем жизни» способна превратиться в «пустую, безнравственную болтовню». А что же читатель, которого эти самые проблемы волнуют, но которого одними па радоксами увлечь трудно? Скорее всего, предпочтет книге, отмеченной профессио нальными достоинствами, но несущей ука занное противоречие, ту, что, может, и по проще, зато «посущественнее». И может об ратиться ну хотя бы к повести А. Кашта нова «Коробейники». Вот здесь уж все реально, все от жизни, на каждой проблеме и ситуации можно прямо-таки ставить к'леймо: «с подлинным верно». Причем не обязательно с помощью специалиста, коротко знакомого с производ ственной жизнью, которой и посвящена в значительной мере повесть А. Каштанова, не впервые обращающегося к этой теме. Люди, получившие здесь наименование «коробейников» и оказавшиеся под при стальным наблюдением автора,— это обык новенные заводские снабженцы разных сту пеней служебной иерархии. «Снзбжениы» звучит, согласимся, прозаично, даже как-то отпугивает. Это вам не конструкторы, не технологи, без которых, как известно, и НТР немыслима. Но и без снабженцев — то же. Вопрос лишь в том, на каком уровне ведут они свою хлопотливую и лишенную всяких внешних эффектов работу. По ста ринке, уповая на волевой напор, хитрость и изворотливость, или с учетом объективных производственно-экономических факторов, на прочной юридической основе. Повесть А. Каштанова —- об этом. Но не только об этом. Взять хотя бы героев, поступки которых и образуют сквозное действие произведения: Юшкова, Хохлова, Белана и других. Все они реальные, живые люди со своими запроса ми и стремлениями, определенным понима нием служебного долга и собственным от ношением к такому понятию, как «совесть». Возникающие в их среде, семейном быту кол лизии имеют отнюдь не локальный характер, а позволяют судить о каких-то существен ных приметах общественной психологии н нравственного климата. Не всегда в произведениях этого ряда основная и лежащая на поверхности ситу ация является и смыслоисчерпываюшей. Повесть А. Каштанова примечательна как раз тем, что здесь за конфликтом между честными работниками и теми, кто склонен отступать от закона не без выгоды для се бя, вырисовывается другая, более широкая проблема: опасность узкой, лишенной нрав ственной основы деловитости. Думается да же, что в ее постановке автор более точен и самостоятелен, чем Д. Гранин в своем ро мане «Картина», где подчеркнутая альтер нативность ситуации невольно возвращает нас к коллизиям, запечатленным еще лите ратурой 20-х годов. Не случайно А. Каштанов оставляет в те ни циников и вымогателей в отличие от лю дей типа Юшкова. С первыми в общем яс но, со вторыми — намно'о сложнее. Вот Хохлов, тесть Юшкова. Добрый семь янин. Бесценный работник с огромным прак тическим, житейским опытом, отчего и вы двинули его на ответственный пост. Не щадит себя и другим спуску не дает, но отнюдь не сухарь. В доверительной, с глазу на глаз, беседе с Юшковым выговаривает ему: «В тебе лишнее что-то. Гы увлекаешься... Увле кающийся человек для дела не годится, блондинки ли его увлекают, приборы, сис темы или что другое. Завод — это машина. Тут эмоиий не нужно. Увлечешься - - и ты уже не работник. Одно из двух: или ты думаешь о деле, или думаешь об удоволь ствии». Именно так или чуть иными словами мог бы сформулировать свою позицию и грамин ский Уваров. Здесь же их произносит от нюдь не монстр, а напротив, человек добро душный и покладистый, только отдающий предпочтение накатанной дороге перед труд ным, извилистым маршрутом. Существенный момент, заставляющий иначе взглянуть и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2