Сибирские огни, № 6 - 1983
то ли не очень последователен в подходе к нему/ недостаточно аналитичен. К любопыт ному заключению пришел, например, критик А. Бочаров, разбирая повесть одного совре менного прозаика, автора ряда произведе ний, написанных в условно-ироническом ключе: «Наверное, при традиционном психо логическом повествовании подобная история осталась бы у А. Житинского довольно по верхностной и схематичной (сколько такой прозы встречается в периодике!) Но в ус ловно-смещенной форме такие вещи писать подчас легче...» '. В повести Н. Евдокимова «Происшествие из жизни Николая Васильевича Махонина» крупным планом выведен человек, ощутив ший острую неудовлетворенность собой, сво ими духовными ресурсами. В судьбе, во внутреннем облике пятидесятилетнего педа гога, в прошлом фронтовика, нет ничего ис ключительного. Любопытен же он пробуж дающейся в нем потребностью в трезвой самооценке, готовностью строго судить себя за душевную вялость и следование житей ским стереотипам как в сфере профессио нально-деловой, так и в личной, интимной. Само «происшествие», выбившее Махонина из колеи, а проще говоря, любовное испы тание, лишь оттеняет инерцию привычного для него ритма жизни, с ее постоянной спешкой, неизбежной суетой, определенным автоматизмом взаимоотношений с близкими. Николая Васильевича, жителя большого го рода, директора школы, ревностно исполня ющего свои служебные обязанности, одна ко начинающего в последнее время «сда вать», легко представить себе персонажем какой-нибудь из повестей Ю. Трифонова. «С годами я все больше и больше уставал от дневного верчения, от долгой говорильни по телефону, на собраниях, совещаниях, всевозможных нужных и ненужных заседа ниях, где на дню порою по нескольку раз приходилось слушать одно и то же и самому говорить то, что думаю, и то, что не думаю, но что нужно сказать. К вечеру голова моя гудела, как пустой чугунный котелок. Доб равшись до дому, я закрывался в маленьком своем кабинете, который любовно и уютно обставила и украсила Алла Дмитриевна, и лежал полчаса или час, отдыхая, сбрасывая с себя дневную шелуху. Я весь звенел пу стыми словами, которые выговорил сегод ня или которые еше не успел произнести, они отлетали, как чешуя от рыбы, до завт рашнего дня. А утром я снова приспосаб ливался к ним и вертелся до следующего ве чера в их тяжелом звоне...» В чем же, однако, новизна повести Н. Ев докимова, написанной в своеобразной мане ре, способом сочетания бытового рисунка с подчеркнутой условностью и символикой? По мнению А. Бочарова, давшего произве дению высокую оценку,— в укрупненное™ того нравственного вывода, который яотре- бен автору. С этим можно согласиться. Но тут воз никает вопрос, и отнюдь не праздный: какой ценой оплачен результат, нет ли издержек в воплощении этого несомненно серьезного в своей основе замысла? Так вот, когда следишь за тем, как Махо- нину по ходу действия приходится все вре- 1 Б о ч а р о в А. Пути к правде. Заметки кри тика. Правда, 1981, 2 августа. мя попадать в рискованные ситуации, стал киваться с необыкновенными, чуть ли не сверхъестественными явлениями, ловишь се бя на мысли об их чрезмерном, почти на вязчивом изобилии, заставляющем усом ниться в органичности общей концепции произведения. Происшествий в повести действительно куда больше, чем обещано ее заглавием. Больше, чем под силу вынести обыкновен ному, среднему человеку. Тут и казус, при ключившийся с героем вдали от дома, в небольшом старинном городишке, где на ка ком-то столбе или дереве он прочел бумаж ку с извещением о собственной смерти и, естественно, пережил нервное потрясение; и неожиданная встреча с женщиной, кото рую он чуть было не полюбил и которую долгое время считал погибшей; и множест во других, менее крупных, но не менее за гадочных событий. Разве не аллегоричен эпизод в начале повести с описанием того, как Махонин, ис купавшийся перед возвращением в столицу в здешних водах, вынужден был одиноко си деть на берегу, голый и несчастный, потому что одежда его таинственным образом ис чезла и была им обнаружена лишь после долгих поисков? «Я был беспомощен, жалок и некрасив, безобразен даже. Мне неприят но было разглядывать свое голое тело, по терявшее значительность без привычной одежды. Брюки и пиджак придавали инди видуальность этому телу, сейчас я был словно уличен в чем-то, разоблачен, хотя не совершил, как мне казалось, никакого пре ступления...» Но этого автору мало, и где-то перед са мой развязкой, выявившей неспособность героя ответить на сильное, искреннее чувство, мы знакомимся еще с одним эпизодом. Ма- хонину почудилось, что он потерял паспорт (который, как и следовало ожидать, затем нашелся); он совершенно этим убит, и те перь даже самому невнимательному читате лю ясно, как дорожит герой повести всем внешним, общепринятым, лишь бы с его помощью скрыть собственную дряблость и нёуверенность. И наконец — свидание с врачом-исцелителем, устроенное Махонину заботливой женой. «...От старика... пахло луком и табаком, но запах этот не казался мне скверным, на оборот, этот запах был дыханием жизни. — Ты ждешь награды? Зачем? — спросил старик.— Ты еще не понял, что стать героем может любой при особых обстоятельствах? Ведь велик только тот, кто велик в своей ежедневной обыденной жизни. Зачем тебе награда? — Какая награда? — воскликнул я.— Я не жду никакой награды. — Ждешь,— сказал старик,— не обманы вай себя. А ведь награда без наказания не бывает, и счастья без несчастья не бывает, и жизни без смерти тоже не бывает». Ну чем не встреча со святым старцем? Но именно она принесла герою нравственное облегчение. Не з пример другим встречам и видениям, которых на его долю хватило с избытком. Вряд ли все это «работает» на интересно задуманный автором характер. Бог с ними, с бытовыми подробностями, но чем-то су щественным должен же отличаться Махонин зрелый от того молодого человека, вчераш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2