Сибирские огни, № 6 - 1983
в океане человеческих судеб, как почти за терялась там судьба лоховской матери. На этой теме и попробуем сосредоточить ся. Именно на ней потому, что первая тема решена и не могла быть решена иначе, чем ретроспективно, а вот вторая, столь же «веч ная», слита с образом продолжающего жизнь человека. Имеющего семью, детей, творяще го искусство. Пребывающего в физически ощутимом, реально текущем, нашем време ни. Но если главы (хотя и не все), связан ные с судьбой матери, с превратностями ее жизненного пути — от недолгого счастья предвоенной поры до тех дней, когда «дваж ды уже вдова, битая жизнью баба пятиде сяти пяти лет» вновь потянулась к людям, к человеческому теплу,— обладает убежда ющей, порой пронзительной силой, то этого же не скажешь о главах, связанных с сы ном, от имени которого и ведется в основ ном рассказ. Обычно образы людей искусства А. Киму как раз удаются: всцомним живописца-не удачника из «Лукового поля», с его зага дочной приверженностью к фигурам велика нов, или героя рассказа «Брат и сестра», осознающего свою дорогу к подлинному про фессионализму как дорогу к людям. А ведь и тот, и другой эскизны, в смысле полноты изображения далеко им до Лохова, о кото ром нам известно вроде бы куда больше. Но сравнение с ними — отнюдь не в пользу героя «Лотоса». Разумеется, персонаж этот не совсем обы чен и несет едва ли не тяжелейшую— ис поведальную, лирическую —- нагрузку. К то му же Лохову доверены автором его соб ственные выстраданные мысли об искус стве и творческом процессе. Хотя герою по вести это, как ни странно, не помогает. Ему сочувствуешь как человеку, напряженно раз мышляющему о самом важном, сокровен ном, с годами сумевшему постичь и меру своей вины перед матерью, и высокий смысл рядового человеческого существования. Но в него слабо веришь как в художника, вскормленного воздухом современности, живущего в зоне действия его мощных флю идов. Впрочем, где они, эти флюиды? По су ществу-— за рамками легко узнаваемой схе мы, в которую укладываются факты его творческой судьбы. Призвание его — пей зажная живопись (тйп художника, особенно полюбившийся почему-то сегодняшним про заикам), и ради того, чтобы прочно утвер диться в ней, ему потребовались годы суро вого самоограничения. Но вот пришла пора пожинать плоды затраченных усилий, при сутствовать на вернисажах, внимать лестным отзывам прессы: веши его ценят за хорошую технику и незаурядные колористические достоинства... «Все то значительное, удач ливое, что пришло после трудной юности и нелегкого становления, далось ему сравни тельно легко, как бы само собою, когда он, пережив смерть матери, научился отно ситься к своей жизни со спокойным равно душием и ничего вроде бы и не желать для себя». Завидная умиротворенность. Беда, однако, не столько в ней, сколько во внутренней ста тичности образа, что не искупается даже повышенной авторской экспрессией и лириз мом. Пожалуй, другим Лохов и не мог пред стать. Ведь фактически он изъят из време ни, гул которого до него, обращенного це ликом внутрь себя, почти не доходит. Крас норечиво в этом смысле описание очередно го посещения кладбища, где похоронена его мать и где он очутился, возвращаясь из за рубежной поездки: «По этим щупальцам скорби, протянутым из города живых в город мертвых, шли на встречу Лохову какие-то молодые люди, чьи разноцветные нейлоновые куртки неимовер но ярко светились, вспыхнув под солнцем, на фоне белейшего снега. Прошло уже немало времени с той вьюжной зимней ночи, когда родилась на море ледяная шуга и беспамят ная мать Лохова еще дышала, отдавая зим ним просторам свое бедное,тепло, и Лохов был молод и готов совершить любое кощун ство из чувства бессильной ненависти к, до ле человека, отдаваемого на поругание смер ти, а вот теперь он стар и мудр, этот плот ный и еше бодрый на вид, благообразный старик с черными бровями и длинными бе лыми усами, на нем шуба мехом наружу — какой же год по европейскому летоисчисле нию значится на свернутой много раз газете, что лежит в кармане его красивой шубы? Он купил эту газету в аэропотру. Южно- Сахалинска — какие новости прочитал он,- вернувшись из-за границы в свою страну? Парни, которые встретились Лохову на- кладбищенских дорожках, казались ему за гадочными, словно посланцы иных времен: что за незнакомцы с длинными до плеч во лосами, словно у юношей со старинных порт ретов времен Гольбейна? О чем они пекутся и каким образом представляют себе выпав шую на их долю прозрачную, сверкающую на солнце капельку жизни?» В вопросе героя повести самому себе уга дываешь не риторику, не праздное любопыт ство, скорее напротив — безотчетное беспо койство, может быть, недовольство собой.„ Еот если бы А. Ким обозначил эту линию более твердо, решительно, а не растворил ее на сей раз в изысканно-сложной символи ке (лиса, прикинувшаяся мертвой и вдруг обернувшаяся медицинской сестрой и прочее в подобном духе), заявленная в произведе нии тема отношения искусства к жизни по вернулась бы наверняка новыми гранями. Однако символика как таковая тут, ко-- нечно, ни при чем. Для ситуации, отчасти близкой той, которая лежит в основе «Пос леднего срока» В. Распутина, автор искал новое и необычное художественное решение, но ведь . авторский замысел простирался дальше, явно за пределы быта. И что же? В итоге пострадал, оказавшись в холодном, безжизненном пространстве, главный герой, пострадала в конечном счете и вся фило софская концепция произведения. Очевидно, сама по себе затрудненность художественного языка некоторой части се годняшней прозы (довольно, впрочем, отно сительная) — еще не повод для тревожных раздумий. Однако избыточная, скажем так-, закодированность — не обязательно знак своеобразия . затрбнутой в произведении проблематики, либо новизны авторского ви денья. Бывает, ищешь глубину — натыкаешься на неожиданные пустоты, заставляющие при задуматься: то ли писатёль не вполне вла деет определенным жизненным материалом, .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2