Сибирские огни, № 6 - 1983
А. Клитко ПАРЕНИЕ ДУХА И ЗЕМНЫЕ МАТЕРИИ Времена меняются. Сегодня быт, вернее его изображение в литературе, не то чтобы потерял былую привлекательность, но как- то отступил назад: им вряд ли кого уди вишь. Наверное, мы все-таки отдадим долж ное мастерскому описанию, допустим, ин терьера квартиры, в которой живет герой повести или романа, но все: чаще, торопя сю жет, ищем другого. Нам подавай смысл, по давай философию — на меньшее мы не сог ласны. А уж разобраться в них забота все цело наша. И литература идет навстречу этой потреб ности. С большим или меньшим успехом. Иногда язык прозы,' которую называют то этико-философской, то проблемно-интеллек туальной, достаточно сложен. Но и «мифо- логизм», и гротеск, и фантастический эле мент, окрашивающий собой будничную си туацию, для нынешнего читателя не внове. Он готов следовать за автором туда, куда тот его поведет, и не спешит отдать пред почтение более традиционным формам по вествования только потому, что они привыч нее. Он способен оценить любой прием, оп равданный содержательной новизной про изведения, и чуток к самой глубокой нрав ственной проблематике, когда у нее есть социальное подтверждение. Не потребитель легкого чтива (хотя и такой вариант не ис ключен') , но человек, с которым о кардиналь ных, «бытийных» вопросах можно говорить серьезно, без скидок. Так, как говорит, например, талантливый прозаик А. Ким в своей повести «Лотос». Законы жанра — а в данном случае перед нами не просто «сцены из жизни», но по весть-размышление — побудили автора от казаться от последовательного развития сю жета ради свободного сопряжения разно временных .и разнонаправленных эпизодов. Не удивительно, что рассказ о том, как умирала мать художника Лохова, как труд но она прожила свою жизнь, порой забегает вперед, в то время, когда уже и сам Лохов начинает приближаться к последнему рубе жу и по-новому смотреть на, казалось бы, перечувствованное и изжитое. И хотя рет роспекции, связанной с раздумьями Лохова о судьбе матери, с его попытками вернуть ся к первоистокам своего мироощущения, места уделено значительно больше, она скорректирована встречным потоком време ни. На пересечении того и другого, в поле действия сил взаимного отражения и наде ется А. Ким высветить настоящее: и само событие, резко выпадающее из каждоднев ное™, и строй мыслей воспринимающего это событие героя. Нравственно-философский смысл произ ведения прочитывается во многом с помощью символики, вообще свойственной А. Киму. Вот один из сквозных образов-символов — измученный, загнанный сворой гончих заяц. «В зайце жизнь ярко трепетала от ужаса, а за ним гналась не менее жаркая и страст ная жизнь, но верхом на ней мчалась рас каленная желанием заячья смерть. И в том, чего желала неистовая всадница, была та кая же неотвратимость, как в золотом и ба гряном убранстве траурной осени». А вот другой — трава, превращающаяся в живое, движущееся существо, муки рождения ко торого открывают юному Лохову извечную тайну преображения одного явления в дру гое, высшее. И, наконец,— лотос, сотворен ный его рукою из плода апельсина. Лохов- художник, и его символический дар умираю щей матери должен поведать ей, что же та кое искусство, ради которого сын готов был даже отречься от нее. Так что же, кстати, оно? Радость преоб ражения сущего — мог бы ответить герой повести. Но откуда же это грызущее его и в доме матери, и за его пределами ощущение не избывной вины, эта подавленность? «Две тревоги всегда преследовали его — чувство вины перед жизнью, все дары кото рой он сознательно отвергал, растаптывал равнодушными, ногами аскета, и в связи с этим ожидание неминуемой кары за попра ние законов и обычаев простой человеческой жизни...» Вчитываясь в повесть А. Кима, начинаешь понимать: она не только об отношении че ловека к смерти, но и об отношении искус ства к жизни. О его ответственности перед нею: и перед той, которая с большой бук вы, и перед малой, отдельной, затерянной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2