Сибирские огни, № 6 - 1983
Давно знаком я с Иваном Ивановичем Леуновым, но встречаемся мы не часто. Тем заметнее мне, если говорит он об одном и том же и в 65-м, и в 70-м, и в 80-м. Правда, говорит по-разному. В первый раз — оза боченно и с уверенностью в скором реше нии проблемы, во второй — горячо и с не которым сарказмом, в третий, если ничего не изменилось,— уже зло. А сами выска зывания становятся все лаконичнее, все емче. Последний наш разговор не миновал ста рой темы о взаимоотношениях между сов хозом и разного рода конторами, пред приятиями, трестами, которые созданы иск лючительно для обеспечения нужд сельско го хозяйства и сельских жителей, но часто вызывают лишь упреки и разочарование. — Специализированные организации на селе — типичные паразиты. У них есть на чальники и почти нет рабочих. Они из села ушли и в город не пришли. Все делается руками наших же людей, а те только соки сосут из деревни... Это не партнеры, а на хлебники,— коротко и ясно высказался Иван Иванович. Он-то, конечно, имел в виду организации, расположенные в сельской местности или имеющие там своих представителей. Но не худо помнить каждому, кто выполняет за казы села, как бы далеко он ни находил ся,— там, в деревне, умеют отличать настоя щую работу от халтуры, дело—от бол товни. ■Напрасно искать в этих заметках проти вопоставления мелкого хозяйства крупному, малой деревни •— большому селу. Среди своих друзей и знакомых в разных концах Сибири не знаю ни одного человека, кото рый был бы в принципе против специализа ции и концентрации производства, против благоустройства сел и создания в них ус ловий для жизни не хуже городских. Был свидетелем «революции» в животноводстве одного из районов Кемеровской области. Наблюдал жизнь современного агрогородка в колхозе «Большевик» Новосибирской области. Видел в работе современный мо лочный комплекс, где условия труда мало отличаются от заводских и производитель ность высочайшая... О «Большевике» написана уже книга, а здесь я только напомню историю этого хо зяйства. Село Верх-Ирмень всегда было крупным, там находилась усадьба МТС, доныне ра ботают маслобойка и пенькозавод. Послу жило оно и районным центром. В середине пятидесятых годов, когда заканчивалось строительство Новосибирской ГЭС, сюда же, в Верх-Ирмень, переехали из зоны за топления деревни Половинное, Понькино, Нижние Озерки. Это можно назвать сселением. Но не хо чется его путать с тем, что происходило и происходит еще там, где продолжается ук рупнение по-прилипчуковски. Переезд жи телей затопляемых деревень был организо ван и оплачен «виновником» их вынухсденной миграции —Управлением строительства гидростанции. Для руководителей укрупненного колхо за был бы грех непростительный упустить такой, можно сказать, исторический шанс и не попытаться построить образцовое хо зяйство интенсивного типа. Чем взял «Большевик»? Тем, что сосредо точил в себе 'сразу всю техническую базу расформированной в 1958 году МТС и весь ее персонал, ставший крепким рабочим ко стяком коллектива. Объединенные средства слившихся колхозов и многолюдность боль шого села давали возможность создать собственную строительную организацию. Был пущен кирпичный завод. Одним из пер вых в области «Большевик» подключился к государственной энергосистеме: высоко вольтную ЛЭП он провел за свой счет. Со орудил пруд с насосной станцией для по лива кормового поля взамен утраченных лугов. Словом, Верх-Ирмень начала усиленно строиться. Хорошо организованный, высокооплачи ваемый труд на механизированном комп лексе, удобная жизнь в городских кварти рах позволили «Большевику» иметь свои постоянные кадры, в селе остается после десятилетки много молодежи. Даже город, большой город, до которого можно доехать по бетонке за час с минутами на автобусе, не способен сманить колхозников. Те же, кто привык жить своей усадь бой,— так и живут. В том же селе, не в отрыве от школы, магазина, Дворца куль туры и Дома быта. Имея, как говорят со циологи, повседневный доступ к месту сво ей работы. Все преимущества концентрации произ водства демонстрирует «Большевик». Сюда, в Верх-Ирмень, едут за передовым опытом хозяйствования со всех концов Сибири. И увозят немало полезного для себя. Одного не могут у него перенять — опыта сселения. Ибо опыт этот, по сути, колхозу не принадлежит. Всякое другое хозяйство, принимая к исполнению схему районной планировки, ничего практически не делало, чтобы облегчить людям переезд В «перспек тивное» село. Когда 'Г. И. Заславская говорит, что «са ми люди для такого решения не созрели», она, конечно, имеет в виду не только психоло гическое состояние человека, который вдруг оказался перед необходимостью срочно ме нять привычный образ жизни, но и тот факт, что все тяготы переезда ложатся на его плечи. 1В отличие от жителя затопляе мой зоны, для крестьянина деревни Ильин ки сама необходимость сселения не была столь очевидной. И к мыслям о предстоя щих зряшных затратах добавлялось чувст во обиды: его в совхозе не ценят, значит, он здесь не нужрн... Надо было иметь в виду еще такую осо бенность в образе жизни современного се лянина: он утрачивает интерес к индивиду альному строительству. Уж очень оно хлопотно, с одними стройматериалами за мучаешься. Узкая специализация 'в сельском хозяйстве, рост образования и культуры, изменение запросов1привели к тому, что выросло поколение сельских жителей, ко торым дай в руки все — они для себя дома не построят. Не захотят и не сумеют. Ведь речь идет не о примитивной хате-пятистенке, не о глинобитной мазанке. Хороший дом, просторный и. удобный, построит сам себе не каждый.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2