Сибирские огни, № 6 - 1983

Давно знаком я с Иваном Ивановичем Леуновым, но встречаемся мы не часто. Тем заметнее мне, если говорит он об одном и том же и в 65-м, и в 70-м, и в 80-м. Правда, говорит по-разному. В первый раз — оза­ боченно и с уверенностью в скором реше­ нии проблемы, во второй — горячо и с не­ которым сарказмом, в третий, если ничего не изменилось,— уже зло. А сами выска­ зывания становятся все лаконичнее, все емче. Последний наш разговор не миновал ста­ рой темы о взаимоотношениях между сов­ хозом и разного рода конторами, пред­ приятиями, трестами, которые созданы иск­ лючительно для обеспечения нужд сельско­ го хозяйства и сельских жителей, но часто вызывают лишь упреки и разочарование. — Специализированные организации на селе — типичные паразиты. У них есть на­ чальники и почти нет рабочих. Они из села ушли и в город не пришли. Все делается руками наших же людей, а те только соки сосут из деревни... Это не партнеры, а на­ хлебники,— коротко и ясно высказался Иван Иванович. Он-то, конечно, имел в виду организации, расположенные в сельской местности или имеющие там своих представителей. Но не худо помнить каждому, кто выполняет за­ казы села, как бы далеко он ни находил­ ся,— там, в деревне, умеют отличать настоя­ щую работу от халтуры, дело—от бол­ товни. ■Напрасно искать в этих заметках проти­ вопоставления мелкого хозяйства крупному, малой деревни •— большому селу. Среди своих друзей и знакомых в разных концах Сибири не знаю ни одного человека, кото­ рый был бы в принципе против специализа­ ции и концентрации производства, против благоустройства сел и создания в них ус­ ловий для жизни не хуже городских. Был свидетелем «революции» в животноводстве одного из районов Кемеровской области. Наблюдал жизнь современного агрогородка в колхозе «Большевик» Новосибирской области. Видел в работе современный мо­ лочный комплекс, где условия труда мало отличаются от заводских и производитель­ ность высочайшая... О «Большевике» написана уже книга, а здесь я только напомню историю этого хо­ зяйства. Село Верх-Ирмень всегда было крупным, там находилась усадьба МТС, доныне ра­ ботают маслобойка и пенькозавод. Послу­ жило оно и районным центром. В середине пятидесятых годов, когда заканчивалось строительство Новосибирской ГЭС, сюда же, в Верх-Ирмень, переехали из зоны за­ топления деревни Половинное, Понькино, Нижние Озерки. Это можно назвать сселением. Но не хо­ чется его путать с тем, что происходило и происходит еще там, где продолжается ук­ рупнение по-прилипчуковски. Переезд жи­ телей затопляемых деревень был организо­ ван и оплачен «виновником» их вынухсденной миграции —Управлением строительства гидростанции. Для руководителей укрупненного колхо­ за был бы грех непростительный упустить такой, можно сказать, исторический шанс и не попытаться построить образцовое хо­ зяйство интенсивного типа. Чем взял «Большевик»? Тем, что сосредо­ точил в себе 'сразу всю техническую базу расформированной в 1958 году МТС и весь ее персонал, ставший крепким рабочим ко­ стяком коллектива. Объединенные средства слившихся колхозов и многолюдность боль­ шого села давали возможность создать собственную строительную организацию. Был пущен кирпичный завод. Одним из пер­ вых в области «Большевик» подключился к государственной энергосистеме: высоко­ вольтную ЛЭП он провел за свой счет. Со­ орудил пруд с насосной станцией для по­ лива кормового поля взамен утраченных лугов. Словом, Верх-Ирмень начала усиленно строиться. Хорошо организованный, высокооплачи­ ваемый труд на механизированном комп­ лексе, удобная жизнь в городских кварти­ рах позволили «Большевику» иметь свои постоянные кадры, в селе остается после десятилетки много молодежи. Даже город, большой город, до которого можно доехать по бетонке за час с минутами на автобусе, не способен сманить колхозников. Те же, кто привык жить своей усадь­ бой,— так и живут. В том же селе, не в отрыве от школы, магазина, Дворца куль­ туры и Дома быта. Имея, как говорят со­ циологи, повседневный доступ к месту сво­ ей работы. Все преимущества концентрации произ­ водства демонстрирует «Большевик». Сюда, в Верх-Ирмень, едут за передовым опытом хозяйствования со всех концов Сибири. И увозят немало полезного для себя. Одного не могут у него перенять — опыта сселения. Ибо опыт этот, по сути, колхозу не принадлежит. Всякое другое хозяйство, принимая к исполнению схему районной планировки, ничего практически не делало, чтобы облегчить людям переезд В «перспек­ тивное» село. Когда 'Г. И. Заславская говорит, что «са­ ми люди для такого решения не созрели», она, конечно, имеет в виду не только психоло­ гическое состояние человека, который вдруг оказался перед необходимостью срочно ме­ нять привычный образ жизни, но и тот факт, что все тяготы переезда ложатся на его плечи. 1В отличие от жителя затопляе­ мой зоны, для крестьянина деревни Ильин­ ки сама необходимость сселения не была столь очевидной. И к мыслям о предстоя­ щих зряшных затратах добавлялось чувст­ во обиды: его в совхозе не ценят, значит, он здесь не нужрн... Надо было иметь в виду еще такую осо­ бенность в образе жизни современного се­ лянина: он утрачивает интерес к индивиду­ альному строительству. Уж очень оно хлопотно, с одними стройматериалами за­ мучаешься. Узкая специализация 'в сельском хозяйстве, рост образования и культуры, изменение запросов1привели к тому, что выросло поколение сельских жителей, ко­ торым дай в руки все — они для себя дома не построят. Не захотят и не сумеют. Ведь речь идет не о примитивной хате-пятистенке, не о глинобитной мазанке. Хороший дом, просторный и. удобный, построит сам себе не каждый.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2