Сибирские огни, № 6 - 1983
бели ягрогорола! Теперь же, когда'-пешком не-ходят, пришла пора сселяться... Затем он предлагает подумать о большой экономии,, если б мы согласились жить всем колхозом точно на пересечении двух диагоналей квадрата. И вот я уже втянулся в эту игру, уже на чинаю доказывать, что, мол, ре все же гру зы сначала свозятся на центральную усадь бу, а потом развозятся по отделениям и не всё с отделений надо везти непременно в центр. И зачем вам, скажите, пожалуйста, собирать весь скот в одном месте, чтобы по том тащить к нему со всех сторон корма! Овес к коню не ходит. Оставьте стада там, где растут травы, кукуруза, корнеплоды, зерновые (тот же овес), и не придется на кручивать лишние тонно-километры... Но стоп! О чем это я ? Квадратов-то нет. И поселки стоят на своих местах, вовсе не на диагоналях. Перевозки внутри хозяйст ва, конечно же, возросли. Но считать пере расход надо не с учителем геометрии, а на простом конторском арифмометре, беря уроки здравого смысла у самой жизни. Ибо подсчитывать выгоду от иллюзорно го прожекта есть чистейшая маниловщина. Теперь о технике, которая якобы требует укрупнения производства. По Прилипчуку, конструкторы и рабочие Кировского завода создали мощный трактор К-700, привезли его в деревню и объявили: нам выгодно делать такие машины, поэтому требуем для них простора. Укрупняйте производство, убирайте все с пути нашего любимца, если надо, сносите поселки, но чтобы техника использовалась на все сто! Смешно и нелепо. В жизни было все как раз наоборот. Сельское хозяйство, в пер вую очередь целинное земледелие, давно нуждалось в мощном и многоцелевом трак торе. Чтобы пахал, сеял, возил грузы по бездорожью. Такой заказ получил один из лучших заводов страны и блестяще с ним справился. Хлеборобы довольны: «Кировец» делает явью их давнюю мечту — он позво ляет проводить все полевые работы в луч шие сроки. Зайдем с другого конца. Последние годы идет на убыль личное подсобное хозяйство сельских жителей. Причины разные, среди них называют и отсутствие малой механи зации для работы на небольшом приусадеб ном участке. И это — запрос, требование производителей сельскохозяйственной про дукции. Оно было услышано. Минский трак торный завод получил соответствующее задание и сейчас, наладил выпуск универ сального мотошасси, которое тоже сыграет свою роль в решении Продовольственной программы. Копнем глубже. Вот строится ,в селе со временный животноводческий комплекс, скажем, на тысячу дойных коров. Промыш ленность поставляет для него оборудова ние, сообразуясь опять-таки с заказом. Ка чество и эффективность работы этого обо рудования особенно сильно зависят, если можно так выразиться, от личности заказ чика. И появляются проблемы... Когда комплекс строится в пентрализо ванном порядке по типовому проекту, кото рый утвержден кем-то «свыше», а совхоз получает его в виде подарка, гут можно ожидать всего: и непомерной дороговизны скотоместа, и неприспособленной к местным условиям технологии; иг частых поломок механизмов. Это мне довелось наблюдать в Тяжинском районе Кемеровской области. Если бы заказ исходил от самих произ водителей продукции, они заставили бы привести проект в соответствие с последни ми достижениями научной и конструктор ской мысли, с требованиями животноводст ва именно этой природной зоны, проследили бы за качеством исполнения. Послушаем же тех, кто непосредственно работает на земле и, как говорится, дает план по молоку и мясу. Предоставим дирек тору совхоза вместе с его помощниками- специалистами решать самим, где и сколь ко держать скота. Более чем вероятно, они поставят молочное стадо поближе к источ никам кормов. И где-нибудь в Бесооновке или Ильинке останутся сравнительно не большие фермы по две сотни коров. И в со ответствии с требованиями-заявками таких хозяйств будет дан заказ промышленности на разработку комплекса машин и механиз мов для облегчения труда животноводов, обслуживающих это стадо. Неужели не справятся конструкторы, умельцы заводские с этаким заданием?! • Современную технику создают люди, что бы с ее помощью рационально использовать главно^ наше богатство — землю. И как из- меняют’ся от места к месту условия хозяй ствования, так же разнообразны должны быть технические средства производства^ Мощность двигателя или ширина захвата не исчерпывают всех требований деревни к технике, поставляемой городом. Техника для деревни, а не деревня для техники. Ук рупнение производства для лучшего ис пользования земли, а не укрупнение ради укрупнения. Прилипчук рассуждает так, словно кро ме высвобождения рабочей силы, у нас в деревне нет и не будет других забот. Мы, что же, положили предел развитию сель ского хозяйства вглубь? Между тем в Сибири оно еще пока до вольно-таки экстенсивное. Урожайность си бирского поля ныне едва ли не самая низ кая в стране. Племенные качества скота ос тавляют желать лучшего, но и они не ра скрываются полностью из-за ненадежности кормовой базы. Поголовье не соответствует громадным размерам сельхозугодий. Очень малые площади занимают технические куль туры. Интенсивное хозяйство нельзя вести на ездами. «Существует понятие «оптимальные раз меры сельскохозяйственных предприятий»,— делает он следующий решительный ход.— Эти размеры определяются уровнем технической вооруженности. С появлением трактора и комбайна ученые-экономисты определили оптимумы того времени. Одно временно они предупреждали, что с ростом научно-технического прогресса • оптимумы будут расти. К сожалению, в этом вопросе наука наша отстала». Неизвестно, каких ученых цитирует При- чипчук и к чему относится его сожаление. Если к тому, что никто в эпоху зрелой на- учнбй мысли не берется расширять площади совхозов в соответствии с ростом скоростей наземного и воздушного транспорта, то Об этом жалеть не приходится. Крупное хозяй ство не то, которое занимает 25 тысяч гек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2