Сибирские огни, № 6 - 1983
— Если говорить о . сельском строитель стве, нормы и правила совершенно опре деленно имеют в виду незначительное чис ло крупных сел, расположенных вокруг го родов, —■' продолжает Фукс. — В общей массе поселений они занимают не больше пяти процентов. Нормы едины для всей территории страны, они не учитывают зо нальных различий в плотности населения, в развитии дорожной сети и так далее. Предусмотрена, окажем, типовая школа для села на 400 мест. Каким должно быть это село, чтобы полностью занять это зда ние учениками? Нетрудно подсчитать: на полторы-две тысячи жителей рассчитана такая школа. Много ли подобных сел се годня в Сибири? Гигантомания прослеживается и по дру гим типовым проектам для села. Хотите построить магазин — вам предложат про ект универмага, торгового центра, чего угодно, только не скромной, но удобной для жителей сельской лавки с набором самых необходимых товаров. Почему так происходит? Да потому, что каждое ведомсг-во желает непременно по вышать рентабельность своих предприятий в сельской местности. Вот и «сажают» тор говые точки там, где можно «привязать» дешевый типовой проект, где легче стро ить. А в малой деревне закрывают лавку, потому что невыгодно держать продавца, вынуждают жителей за каждым пустяком ехать на центральную усадьбу или сразу в райцентр. — Обратите внимание вот на этот гра фик. — Фукс перевертывает очередную страницу. — Здесь показаны направления пассажирских перевозок в сельской мест ности, как они сложились сегодня. Види те, резко преобладает движение «по вер тикали», то есть из райцентра «вниз», на центральную усадьбу какого-то хозяйства и обратно. И по той же вертикали «вверх», то есть из райцентра в город. Движения «по горизонтали», между населенными пунктами примерно одинаковых размеров практически нет. И это понятно, посколь ку весь пассажирский автотранспорт со средоточен в городах и районных цент рах. Так незаметно мы ориентируем дере венского жителя двигаться только в одном направлении — «наверх»... Быть может, Леонид Павлович несколь ко преувеличивал значение автобуса в ми грациях сельского населения. Известно ведь и другое: там, где село надежно свя зано с райцентром и с городом хорошей дорогой, утечка населения «наверх» как раз меньше, чем из глубинных деревень, отрезанных ,от, мира бездорожьем. «По плохой дороге народ из села уезжает, по хорошей — возвращается»,— говорят на блюдательные люди. Может, не самое первоочередное — свя зать транспортом малые деревни между собой, хотя это было бы полезно. Главное — дать выход каждому населенному пунк ту на магистраль. Каждому! Вернувшись к СНиПу, Фукс заметил, что нормы и правила для застройки сель ских населенных пунктов разрабатывались в ту пору, когда мысль теоретиков витала вокруг агрогорода. Кое-кому казалось, что до осуществления этой идеи, как говорит ся, рукой подать. Жизнь показ.ала, что по крайней мере массового переключения сил и средств на создание агрогородов до сих пор не произошло. А нормы и правила ос тались те же, они не пересматривались уже двадцать лет. В прошлом году вышло в свет Постанов ление «О комплексном развитии сельского хозяйства в районах Сибири, Дальнего Во стока и в Курганской области». Есть в 1нем и строки, особо интересующие проектиров щиков, строителей сибирского села: «...Обеспечить разработку, а в необходи мых случаях уточнение (подчеркнуто мной.— В. 3.) проектов застройки централь ных поселков и поселков отделений совхо зов и колхозов, повысить качество архитек турных решений и технико-экономические показатели застройки сельских населенных пунктов, творчески используя в планиров ке и застройке поселков лучшие традиции народного зодчества». Подчеркиваю здесь одно-едннственное слово, которое, как мне представляется, имеет прямое отношение к тому, о чем дав но мечтают проектировщики. Фукс рассказал о некоторых уже гото вых предложениях, которые институт пред ставил на рассмотрение местных властей. Среди них проект небольшого магазина, который «стыкуется» (в буквальном смыс ле), с приезжающей в деревню автолав кой и служит торговым залом для покупа телей, чтобы они не мерзли на ветру и не мокли под дождем в очереди. Около двух лет дожидается отзыва облисполкома пред ложение того же сектора об организации «агровахты» в тех поселках, где жителей осталось мало, а свертывать животновод ство нельзя. Может, это не такой уж великий вклад в выполнение Продовольственной програм мы, так ведь любые предложения надо рассматривать вовремя... — Нормы должны быть повернуты ли цом к деревне! — афоризмом закончил свой рассказ Фукс. «Не только нормы строительства», — подумалось мне. За то время, пока создавался фильм и писались эти очерки, в жизни двух глав ных действующих лиц произошли такие важные события, что умолчать о них нет никакой возможности. Сначала мы узнали о присвоении Леунову Ивану Ивановичу зва ния Героя Социалистического Труда, а не много спустя прочли сообщение об избра нии Заславской Татьяны Ивановны дейст вительным членом Академии наук СССР. Что говорить, высокое признание заслуг смелого, ищущего человека делает,еще ве сомее каждое его слово. Слушать Татьяну Ивановну всегда ин тересно. Академик сидит в своем кабинете у раскрытого окна и,' рассказывая, изред ка бросает, взгляд на улицу, по которой в обе стороны проносятся машины, идут .пешеходы — Академгородок живет своей обычной жизнью. А она мыслями вся там, в своих заботах и неутихающих спорах о судьбах сибирской деревни. Заботиться и тревожиться есть о чем. За последние двадцать лет только в За- 9 Сибирские огни № 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2