Сибирские огни, № 6 - 1983

— Если говорить о . сельском строитель­ стве, нормы и правила совершенно опре­ деленно имеют в виду незначительное чис­ ло крупных сел, расположенных вокруг го­ родов, —■' продолжает Фукс. — В общей массе поселений они занимают не больше пяти процентов. Нормы едины для всей территории страны, они не учитывают зо­ нальных различий в плотности населения, в развитии дорожной сети и так далее. Предусмотрена, окажем, типовая школа для села на 400 мест. Каким должно быть это село, чтобы полностью занять это зда­ ние учениками? Нетрудно подсчитать: на полторы-две тысячи жителей рассчитана такая школа. Много ли подобных сел се­ годня в Сибири? Гигантомания прослеживается и по дру­ гим типовым проектам для села. Хотите построить магазин — вам предложат про­ ект универмага, торгового центра, чего угодно, только не скромной, но удобной для жителей сельской лавки с набором самых необходимых товаров. Почему так происходит? Да потому, что каждое ведомсг-во желает непременно по­ вышать рентабельность своих предприятий в сельской местности. Вот и «сажают» тор­ говые точки там, где можно «привязать» дешевый типовой проект, где легче стро­ ить. А в малой деревне закрывают лавку, потому что невыгодно держать продавца, вынуждают жителей за каждым пустяком ехать на центральную усадьбу или сразу в райцентр. — Обратите внимание вот на этот гра­ фик. — Фукс перевертывает очередную страницу. — Здесь показаны направления пассажирских перевозок в сельской мест­ ности, как они сложились сегодня. Види­ те, резко преобладает движение «по вер­ тикали», то есть из райцентра «вниз», на центральную усадьбу какого-то хозяйства и обратно. И по той же вертикали «вверх», то есть из райцентра в город. Движения «по горизонтали», между населенными пунктами примерно одинаковых размеров практически нет. И это понятно, посколь­ ку весь пассажирский автотранспорт со­ средоточен в городах и районных цент­ рах. Так незаметно мы ориентируем дере­ венского жителя двигаться только в одном направлении — «наверх»... Быть может, Леонид Павлович несколь­ ко преувеличивал значение автобуса в ми­ грациях сельского населения. Известно ведь и другое: там, где село надежно свя­ зано с райцентром и с городом хорошей дорогой, утечка населения «наверх» как раз меньше, чем из глубинных деревень, отрезанных ,от, мира бездорожьем. «По плохой дороге народ из села уезжает, по хорошей — возвращается»,— говорят на­ блюдательные люди. Может, не самое первоочередное — свя­ зать транспортом малые деревни между собой, хотя это было бы полезно. Главное — дать выход каждому населенному пунк­ ту на магистраль. Каждому! Вернувшись к СНиПу, Фукс заметил, что нормы и правила для застройки сель­ ских населенных пунктов разрабатывались в ту пору, когда мысль теоретиков витала вокруг агрогорода. Кое-кому казалось, что до осуществления этой идеи, как говорит­ ся, рукой подать. Жизнь показ.ала, что по крайней мере массового переключения сил и средств на создание агрогородов до сих пор не произошло. А нормы и правила ос­ тались те же, они не пересматривались уже двадцать лет. В прошлом году вышло в свет Постанов­ ление «О комплексном развитии сельского хозяйства в районах Сибири, Дальнего Во­ стока и в Курганской области». Есть в 1нем и строки, особо интересующие проектиров­ щиков, строителей сибирского села: «...Обеспечить разработку, а в необходи­ мых случаях уточнение (подчеркнуто мной.— В. 3.) проектов застройки централь­ ных поселков и поселков отделений совхо­ зов и колхозов, повысить качество архитек­ турных решений и технико-экономические показатели застройки сельских населенных пунктов, творчески используя в планиров­ ке и застройке поселков лучшие традиции народного зодчества». Подчеркиваю здесь одно-едннственное слово, которое, как мне представляется, имеет прямое отношение к тому, о чем дав­ но мечтают проектировщики. Фукс рассказал о некоторых уже гото­ вых предложениях, которые институт пред­ ставил на рассмотрение местных властей. Среди них проект небольшого магазина, который «стыкуется» (в буквальном смыс­ ле), с приезжающей в деревню автолав­ кой и служит торговым залом для покупа­ телей, чтобы они не мерзли на ветру и не мокли под дождем в очереди. Около двух лет дожидается отзыва облисполкома пред­ ложение того же сектора об организации «агровахты» в тех поселках, где жителей осталось мало, а свертывать животновод­ ство нельзя. Может, это не такой уж великий вклад в выполнение Продовольственной програм­ мы, так ведь любые предложения надо рассматривать вовремя... — Нормы должны быть повернуты ли­ цом к деревне! — афоризмом закончил свой рассказ Фукс. «Не только нормы строительства», — подумалось мне. За то время, пока создавался фильм и писались эти очерки, в жизни двух глав­ ных действующих лиц произошли такие важные события, что умолчать о них нет никакой возможности. Сначала мы узнали о присвоении Леунову Ивану Ивановичу зва­ ния Героя Социалистического Труда, а не­ много спустя прочли сообщение об избра­ нии Заславской Татьяны Ивановны дейст­ вительным членом Академии наук СССР. Что говорить, высокое признание заслуг смелого, ищущего человека делает,еще ве­ сомее каждое его слово. Слушать Татьяну Ивановну всегда ин­ тересно. Академик сидит в своем кабинете у раскрытого окна и,' рассказывая, изред­ ка бросает, взгляд на улицу, по которой в обе стороны проносятся машины, идут .пешеходы — Академгородок живет своей обычной жизнью. А она мыслями вся там, в своих заботах и неутихающих спорах о судьбах сибирской деревни. Заботиться и тревожиться есть о чем. За последние двадцать лет только в За- 9 Сибирские огни № 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2