Сибирские огни, № 6 - 1983

Таким путем заработали мы себе сколько надо кирпича. О наших задумках уже знали в райкоме комсомола й в райкоме партии, оттуда нам поддержка моральная пришла. И вскоре приезжает в Волкодаевку сам на­ чальник строительного треста товарищ Чу- хин Василий Иванович. Д а не с пустыми руками, а привез готовые панели для клуба! 'Вот было ликование в деревне! Только закончили фундамент — и сразу панели для стен. Возникла даже такая идея: построим клуб и назовем его именем Василия Ива­ новича. Пусть ' будет у нас Чухинский клуб!.. в о т какая история. Необычной она ка­ жется прежде всего потому, что ломает сло­ жившееся представление о социальной психологии (скажем так) разных поколе­ ний жителей современной деревни. О том, что за нее держатся лишь старики и ста­ рухи, которым трудно менять на склоне лет привычный образ жизни. Значит, что-то стронулось в народном сознании, боль про­ шла по нервам и подсказала: надо лечить. Значит, жив он, вечный дух землепашца, и любовь к труду крестьянскому ничуть не меньше от того, что эти хорошо одетые парни и девушки топчутся сейчас в модном танце под магнитофон в своем новом клубе. Собственно, последнее время деревне этой сносом никто не грозится. Больше то­ го, понемногу начали здесь строить жилье и за счет совхоза. Чего же еще не хватает ей для прочного существования на этой зем­ ле, чего требуют неугомонные «парни» Стародубцева, которые успели уже обзаве­ стись и женами и детьми, пашут и сеют на своем родном поле? Работы для жен, для подросших деву­ шек. Их, молодых и здоровых, насчитывает­ ся теперь в Волкодаевке около тридцати. У них нет постоянного рабочего места, нет И гарантированного заработка. Летом жен­ щины выходят на покосы, в остальное вре­ мя — «кто куда пошлет». Посылают то пи­ лить дрова, то выкапывать из-под снега на центральной усадьбе совхозную технику... Где логика? Ее не надо искать там, где продолжает действовать мертвая схема. Никто не вычеркнул Волкодаевку из списка «неперспективных», никто не собирается строить там помещения для скота или иной живности, чтобы наилучшим образом ис­ пользовать свободные рабочие руки. Послушаем еще Стародубцева. Не похо­ же, чтобы он остановился на полпути к цели. — Раньше, когда нас было мало, мы хо­ тели только одного — сохранить деревню,— напоминает он.— А теперь наши думы о том, чтобы превратить Волкодаевку в сов­ ременный поселок. Не просто существовать, а жить веселее, красивее, и чтобы нас здесь было побольше. Мы хотим вернуть всех своих деревенских, которые уехали раньше, и если это сделаем, то будет еще такая Вол- кодаевка! Нам уже пишут письма земляки, изъявляют желание вернуться на свою ро­ дину. Чтобы строить новую деревню, нужно побольше людей, а чтобы людей собрать, надо строить жилье и развивать производ­ ство! Вот так одно за другое цепляется... Все же, думаю, нас поймут, дадут волко- даевке настоящий план и почувствуют от­ дачу. Хотим, чтобы нам поверили, поэтому вот мы так и стараемся... Слушаешь такое и не знаешь, радоваться за нашу молодежь или... Да что кривить душой: ругаться хочется! Крепко. Что же вы делаете, добрые люди, мужи­ ки дорогие! Мы что, купаемся в изобилии продуктов, чтобы позволить деревне, пусть самой малой, пролеживать бока да лузгать семечки в то время, когда на счету каждая пара крестьянских рук? Дайте же людям большое дело, работу, перспективу, цель — они же горы свернут! История Волкодаевки еще пишется, борь­ ба продолжается. Из томских сюжетов 1запомнился еще один, довольно поучительный. В областном центре, на знаменитой спичечной фабрике мы увидели старого знакомого Александра Игнатьевича Евтушка. Того, который так трудно расставался со своим домом в Иль­ инке. Бывший скотник сидел на верхнем венце строящегося сарая и вполне профес­ сионально орудовал топором. У ж этому-то обучен сызмальства любой крестьянин. Евтушку тоже задают каверзный вопрос, а Евтушок уже не тот. Он .гордо выпрямил­ ся, улыбается: — В деревню обратно? Нет! Д аже если б ее восстановили, не поехал бы. Все! При­ вык уже в городе-. А лет ему, верно, под пятьдесят. Вот вам и социальная психология... С друзьями-киношниками я скоро рас­ станусь, потому как фильм будет, наконец, смонтирован, снабжен дикторским текстом и музыкальным сопровождением, отпеча­ тан в одном экземпляре в отправлен на просмотр в Москву. Дальше, однако, началось самое интере­ сное. Столичные кинокритики, посмотрев картину, в целом ее одобрили. Скупо по­ хвалив замысел, один из них высказал со­ мнение насчет тех кадров, где показано разрушение годных еще общественных по­ строек. — На виновных надо заводить уголовное дело, а мы их в кино показываем!— с под­ купающей последовательностью рассуждал критик. А о сценах на сельском кладбище и у дома Евтушков отозвался еще катего­ ричнее.— В документальном кино люди не должны плакать с экрана. Нет, рано мы попрощались с режиссером. Картина вернулась в Новосибирск «на До­ работку». Убрали плачущих людей, элева­ тор с полуразобранной крышей и еще что- то, внесли соответствующие поправки в текст. На втором московском просмотре крити­ ки, склонные к обсуждению, не нашли о чем спорить, лишь посетовали на «эмоцио­ нальную обедненность» картины. Критик, смотревший отдельно, первые минуты ка­ зался удовлетворенным. Можно было даже подумать, что он полюбил ее. Так полюбил, что не хочет отдавать каким-то там зри­ телям. — Вам мой совет,— заговорил он после некоторого раздумья.— Покажите фильм вашим сибирским критикам. Все-таки они лучше знают местные условия. Картина вновь вернулась на студию и была показана кинокритикам города Ново

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2