Сибирские огни, № 6 - 1983
области, в Кожевниковском районе. Он тоже директор совхоза. Жаль только — очень у ж скуп в разговоре на трудную тему. — У нас деревня есть Волкодаевка,— выдавливает он из себя.— Деревня, значит, неперспективная. Еще в 81-м году там не должно было остаться ни одного жителя. Шло это уже давно такое — что эти ма ленькие села ликвидировать, перевести что бы народ на центральную усадьбу. Ну, в Волкодаевке живут по сей день, а произ водственных помещений там нет. Были у них овцы, потом прошла специализация, овец ликвидировали, помещения развали лись. Остались там только лошади, за ними смотрит один конюх, другие мужчины все на тракторах. Женщин, правда, занять не чем. Конечно, они хотят, чтобы там развер нулось производственное строительство, са ми строят жилье. Но у руководства совхоза не стояло в плане никакое строительство... Много хлопот доставила Павлу Ильичу эта Волкодаевка. Не хотел бы и вспоми нать, но история попала на страницы моло дежной газеты, теперь знай выкручивайся. Дело в том, что Волкодаевку взялись спа сать молодые жители деревни, комсомоль цы. У них там вожак и закоперщик появил ся — Володя Стародубцев. Как раз его бо родатая физиономия замаячила на экране. А перед тем прошли кадры из жизни сегод няшней Волкодаевки: деревенская улица, велосипедист, гуси, бабушки с внучатами у домов, мотоциклист, автобус, женщина с тяпкой на огороде и девочка, помогающая ей. Стародубцев рассказывает: — ...Отслужил я в армии и сразу при ехал в свою деревню. Встретили меня род ные, друзья... Да вот друзей осталось ма ловато. Было трое парней, которые, немнож ко раньше пришли из армии, а девушек — вообще ни одной. Так уж повелось в Вол кодаевке, что после восьмилетки молодежь подавалась в город: кто в училище, кто в техникум. Обменялись, значит, мнениями, парни тво ря т, .«скучная жизнь, давайте что-то решать». А надо сказать, мы все четверо еще юнцами, когда только окончили СПТУ, очень хотели работать с техникой и первые борозды провели на своей, волкодаевской земле. Напомнил я об этом ребятам и говорю: если, мол, никто не остается, так останемся мы. Кроме нас некому сохранить деревню. Кому она еще нужнее, когда мы здесь ро дились и выросли. Мы! Ну, и парни со мной согласились. Стали мы работать все на тракторах, старались показать сперва себя: раньше всех выезжа ли в поле, позже всех возвращались... С таким настроем обратились к админист рации совхоза. Почему ничего не строят в Волкодаевке? А нам отвечают, дескать, деревня ваша неперспективная, у нас есть задачи посложнее, комплекс на 800 голов строим на центральной усадьбе. И вы, мол, перебирайтесь сюда, а Волкодаевка в совхозе вроде аппендикса, на ней надо по ставить крест. Но мы категорически против: хотим ра ботать в Волкодаевке и пахать свою зем лю. Не станете помогать — мы сами начнем строиться, а отсюда не уйдем. Была у нас по соседству деревня Кумла- ва. Славилась когда-то урожаями. По 25 центнеров зерна брали там с гектара. По том разъехались все. И, между прочим, из пятидесяти, семей только три переехали на центральную усадьбу в Осиновку, осталь ные — по городам. Конечно, поля пашутся и засеваются силами других отделений, но урожайность скатилась до пятнадцати центнеров. А земля-то просто золото в Кумлаве! Вот смотрим на эту деревню и думаем: это же будущее Волкодаевки... Значит, на до спешить со строительством. Кумлава нам и поможет на первых порах. Дома там стоят хорошие и все пустые, хозяева не объявляются. Перевезем их и соберем на новом месте. В конце концов парням пора жениться, свое хозяйство заводить. Перевезли тогда пять домиков. Занима лись ими в основном зимой, когда времени побольше. Очередность была такая: кто невесту подыскал, тому и дом строили всей бригадой... Тем временем стали думать о клубе. Куда опять идти? К директору! Он нам свое: «Не предусмотрено, нет денег, нет материа лов», Да нам бы,— говорим,— хоть кирпи ча на фундамент, вся работа за нами. «Ничего,— отвечает,— вы такие, вижу, эн тузиасты, вот и доставайте сами!» Вернулись мы домой, можно сказать, ни с чем. Уговорили, правда, совхозного про раба Ананченко, чтобы он нам помог как специалист строительного дела. Ну, сдела ли привязку, разметили колышками наш клуб на полянке и поехали в райцентр до бывать материалы... До этого мы не были знакомы с Влади миром Александровичем Растегаевым, ди ректором кирпичного завода, и вот заявля емся втроем прямо к нему. Так, мол, и так, строим клуб, нужен кирпич. Он посмотрел на нас и спрашивает: «Вы откуда, ребя та?» — «Из Волкодаевки».— «А я думал, прямо с Луны свалились... Кирпич! Да вы знаете, какой это дефицит? У нас его рай исполком поштучно делит между пред приятиями и стройками, отпускаем строго по лимиту. Не хватает кирпича, ребята, а мы еще и план не выполняем. Где я вам возьму излишки?» Мы чуть не в слезы, объясняем наше по ложение и что нам на месте не помогают. И тут же кто-то из наших спрашивает: «А почему это завод не выполняет планов, когда такая нужда в кирпиче?!» «Да очень просто.— Признается нам ди ректор и, видно, уже смягчается: — Работа у нас черная и горячая, людей, не хватает. На вторую смену никак рабочих не можем набрать, простаивает оборудование». Тут пошел уже разговор деловой. Мы согласились поработать у печей во вторую смену, а нам завод выделит кирпич за счет сверхплановой выработки... Быстро возвра щаемся в деревню, собираем парней чело век пятнадцать и с двенадцати ночи до ше сти утра стоим смену у печей. Директор дал нам мастера, тот нас на ходу обучал этому делу. Оно, вообще-то, несложное. Носить глину, загружать сырец в печь на закалку, вынимать, опять грузить... Тяже ло, конечно, было физически, день-то уже отработали на своих местах в совхозе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2