Сибирские огни, № 6 - 1983
так, сразу и не определишь. Но чуть позже мы попытаемся сделать и это. О судьбе кулундинских сел у нас потом зашел разговор с первым секретарем рай кома партии Иваном Кирилловичем Опана- сенко. •' — Легко было распускать людей,— труд но удержать на месте, а уж собрать то, что потеряно...— он покачал головой. Немного лет прошло, как приехал Опана- сенкб в этот степной район, ему-то и доста лось самое трудное. — Возьмите школьный вопрос...— рас суждает он.— В Орловке сейчас на 34 ос тавшихся ученика работают 8 учителей. Проблема! Вот и держим школу ради со хранения деревни, а решения пока нет. То же самое в Озерках, даже хуже: осталось семеро учеников. Но там нашли выход — дали им автобус, ездят ребятишки в школу соседнего села, родители за них спокойны. Потом тревожной, щемящей сердце нотой прозвучало знакомое название — Ново- Знаменка. Неужели и она? Успокаивают: да нет, не должна бы совсем... Есть, правда, симптомы, уехал кое-кто. Должны сохра нить... Ново-Знаменка — это же история освоения целины! В этом поселке, защищенном зеленым кольцом лесопосадок от знойных ветров и зимних метелей, на самой границе с Казах станом, я побывал года три тому назад. Там сплошь дома и хозяйственные построй ки, поставленные, руками первоцелинников на голом месте. Там все стояло прочно. И вот тебе... Нет, Ново-Знзменку терять нельзя! В Новосибирск я возвращался с неутих шей тревогой в душе и с еще слабой на деждой, не подкрепленной реальным опы том решения больших проблем малой деревни. Мои тревоги и надежды, как мне казалось, были созвучны настроениям мно гих сельских работников и простых жите лей, от секретаря райкома до старухи-пен сионерки и подростка из степной деревушки. Это давало силы продолжить начатое «раз бирательство». Позвонил на киностудию. Валерий Нико лаевич приглашает на просмотр отснятых кадров. Только сейчас я оценил по достоинству документальное кино и те возможности, что дает мне мое довольно скромное участие в создании короткометражки. Побывать одновременно в разных концах огромного региона — это просто удача! Мы усаживаемся перед монтажным сто лом, неярко при дневном свете загорается экран, и я погружаюсь в непостижимую глушь и тишь томского таежного приречья. Какой резкий контраст с только что остав ленным раздольем степной Кулунды! Вот за что не устанешь любить Сибирь: за ее разнообразие. Передать словами очарование здешнего пейзажа со старинным селом среди рассту пившейся кедровой тайги? Увольте. У меня рутинная работа. Я должен по ходу движе ния цветной и немой еще ленты успевать с кратким обозначением сюжетов. Для по следующего осмысления. На больших ли стах бумаги, подложив под них какую-то конторскую книгу, торопливо, какими-то обрывками слов набрасываю кадро-план. Ильинка. Общие планы: величие приро ды, прочность бытия. Крупно: синий задум чивый пруд. Избяной сруб — мощные брев на будто сочатся на солнце червонным золотом. Старинные высокие ворота в за плот. Резной наличник. Смена камеры: вид с дороги на пустые глазницы окон. Крупно: скворечник на ше сте выше окна, деловитый жилец с перыш ком в клюве. Наплывом: весело-голубое деревянное здание под белым шифером. Крупно выве ска: «Ильинская восьмилетняя школа Аси- новского района». Дверь, забитая крест- накрест досками. С дальней позиции: целый порядок за брошенных крестьянских усадеб. Крепкие избы, повалившиеся заборы. Внушительные хозяйственные постройки, по виду коровник и свинарник для общественного поголовья. Целехонькие, но без признаков жизни. Ме ханизированный современный зерноток. Высокий элеватор над ним. Обрушенная кровля. Нигде ни души. Еще и еще кадры. Вереница птиц, пролетающих низко над крышами. Медленные, тяжелые взмахи: должно быть, гуси не боятся... Сумеречно, среди деревьев вразброс — си луэты людей, приглушенные голоса. Кре сты и пирамидки. Сельское кладбище («на родительскую субботу съехались»,— поя сняет режиссер). Еще один добротный дом с выставлен ными рамами. Через окно виден стол, на нем большой ведерный самовар. Влетевшая в окно ласточка юркнула в гнездо, что прилеплено к потолку в дальнем углу гор ницы. Объектив смещается чуть в сторону и останавливается на лицах людей. Мужчина в рубахе, с непокрытой головой, и женщина в платке на фоне избы. Они смотрят друг на друга и плачут. Женщина сквозь слезы (синхрон): — Вот оказали бы сейчас —Ильинка! Кто знает... Я бы кинула все, прибежала, села бы вот здесь, к погребу, и— никуда. Кто ведь там знает, как он доставался, этот дом. А пришлось бросить, уехать. Одна раз ве останусь? Одна-то не останешься... Мужчина, вытерев слезы кулаком, с уси лием, поджимая губы: — Приехали помянуть родителей... Вот тут кипит все. Что жалко? Всю свою землю, все кругом! Ну, что теперь? Не вернешься. Люда, уже не вернемся и все! Конечно, ес ли бы восетаноеляли деревню здесь, вер нулся бы. Прямо в этот дом... Клобуков останавливает аппарат, и я записываю то, что еще требуется для до кументалиста. Фамилия мужчины, схвачен ного кинокамерой на родном пепелище,— Евтушок. Александр Игнатьевич Евтушок. Он совхозный скотник. Бывший совхозный скотник. В Ильинке до недавнего времени распо лагалось отделение Филимоновского совхо за. Вот снова зажужжал аппарат, и на эк ране появляется сам директор этого хозяй ства Виктор Матвеевич Корнев. У него хорошее лицо, спокойный и твер дый взгляд, неторопливая речь уверенного в себе человека, мужика, хозяина. Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2