Сибирские огни № 12 - 1979

рыми сказочными существами. Это Ого­ родный Подрастай, Лесной Плакунчик, Дво- ровичок... Как и реальные герои Белозерова, эти маленькие добрые колдуны занимают­ ся простыми, земными делами: Подрастай помогает овощам и плодам наливаться спелым соком; Плакунчик утешает ребят и зверят, попавших в беду; Дворовичок с упоением наводит чистоту на утренние го­ родские дворы... Стихи Тимофея Белозерова трудно (да и не хочется) анатомировать. Их ритмика и ар­ хитектоника, их образность и звукопись — от самой жизни: от фольклора, от ритмов детских игр и песенок, от шорохов, шумов и громов природы... Поэт не увлекается литературными нова­ циями, не занимается словотворчеством, не ищет затейливых размеров и рифм. Он за­ ботится о прозрачной ясности стиха, о его краткости, о емкости строки, как правило," несущей законченную мысль, яркую карти­ ну. Всегда помня о своем маленьком «ад­ ресате», Белозеров интенсивно использует в стихах звонкую и четкую ритмику детских игровых песенок и считалок. Темноту зам кнув на ключ, Месяц выш ел из-за туч... Осветил в амбаре сети, Половик на городьбе. Осветил теленка в клети, * Рукомойник на столбе. Осветил цветы в окошке. Печки, тазик для золы И пошел стелить дорожки На скоблены е П о л ы - Поэт всегда удивляет неожиданностью и естественностью сравнений. «Мы в парной его хлестали, хохотали, как в аду, а потом втроем ныряли в лунном бархатном пру­ ду». «Из холодной рощи в поле, на тропин­ ку выдуло зайчонка — первую снежинку». От жизни, от обостренного внимания к ее дыханию, к ее музыке — удивительная, виртуозно воспроизводящая голоса приро­ ды звукопись стихов Белозерова. При­ слушайтесь, как точно передает ненавязчи­ вая аллитерация чистые и звонкие звуки речного рассвета: Над селом зарозовели тучи, Тенькнула синица в тальнике. Звякая железками уключин, Бакенщ ик спускается к реке... Послушайте, как торопится, спотыкается, кренится сама фонетика озорного стихо­ творения об осевшем набок доме, как точ­ но поэт воспроизвел стук, шорох, треск скользящих и падающих предметов: Набекрень в кладовой кринки, Кадки, валенки, ботинки, Занавески набекрень, Набекрень в саду сирень! Чуткость слуха, зоркость зрения, непри- тупленность осязания всегда материализу­ ются у Белозерова упруго и сочно в яркие строфы, поражающие нас и своей образ­ ностью, и игрой звуков, и энергичными рифмами. Тимофей Белозеров — поэт счастливой судьбы. Он много издается, не обойден ни вниманием критики, ни любовью читателей. И истоки этой «удачливости»— не только в его таланте, но и в его трудолюбии, в его взыскательности к своей работе. Он неутомимо ищет новые для себя те­ мы, новые жанры. И при этом он бережен и одновременно требователен к своим «старым» вещам. Из­ влекая отдельные стихи из первых сборни­ ков, поэт заново читает их обостренным, «свежим» взглядом, доводя до отточенно,, законченности. ...А река его юности, могучая река, вспо­ ившая поэта, течет через всю его писатель­ скую судьбу, бережно качая яркие бакены и ленивые паузки, нарядные теплоходы и неутомимые баржи. Течет все более пол­ новодно, все более уверенно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2