Сибирские огни № 12 - 1979
рыми сказочными существами. Это Ого родный Подрастай, Лесной Плакунчик, Дво- ровичок... Как и реальные герои Белозерова, эти маленькие добрые колдуны занимают ся простыми, земными делами: Подрастай помогает овощам и плодам наливаться спелым соком; Плакунчик утешает ребят и зверят, попавших в беду; Дворовичок с упоением наводит чистоту на утренние го родские дворы... Стихи Тимофея Белозерова трудно (да и не хочется) анатомировать. Их ритмика и ар хитектоника, их образность и звукопись — от самой жизни: от фольклора, от ритмов детских игр и песенок, от шорохов, шумов и громов природы... Поэт не увлекается литературными нова циями, не занимается словотворчеством, не ищет затейливых размеров и рифм. Он за ботится о прозрачной ясности стиха, о его краткости, о емкости строки, как правило," несущей законченную мысль, яркую карти ну. Всегда помня о своем маленьком «ад ресате», Белозеров интенсивно использует в стихах звонкую и четкую ритмику детских игровых песенок и считалок. Темноту зам кнув на ключ, Месяц выш ел из-за туч... Осветил в амбаре сети, Половик на городьбе. Осветил теленка в клети, * Рукомойник на столбе. Осветил цветы в окошке. Печки, тазик для золы И пошел стелить дорожки На скоблены е П о л ы - Поэт всегда удивляет неожиданностью и естественностью сравнений. «Мы в парной его хлестали, хохотали, как в аду, а потом втроем ныряли в лунном бархатном пру ду». «Из холодной рощи в поле, на тропин ку выдуло зайчонка — первую снежинку». От жизни, от обостренного внимания к ее дыханию, к ее музыке — удивительная, виртуозно воспроизводящая голоса приро ды звукопись стихов Белозерова. При слушайтесь, как точно передает ненавязчи вая аллитерация чистые и звонкие звуки речного рассвета: Над селом зарозовели тучи, Тенькнула синица в тальнике. Звякая железками уключин, Бакенщ ик спускается к реке... Послушайте, как торопится, спотыкается, кренится сама фонетика озорного стихо творения об осевшем набок доме, как точ но поэт воспроизвел стук, шорох, треск скользящих и падающих предметов: Набекрень в кладовой кринки, Кадки, валенки, ботинки, Занавески набекрень, Набекрень в саду сирень! Чуткость слуха, зоркость зрения, непри- тупленность осязания всегда материализу ются у Белозерова упруго и сочно в яркие строфы, поражающие нас и своей образ ностью, и игрой звуков, и энергичными рифмами. Тимофей Белозеров — поэт счастливой судьбы. Он много издается, не обойден ни вниманием критики, ни любовью читателей. И истоки этой «удачливости»— не только в его таланте, но и в его трудолюбии, в его взыскательности к своей работе. Он неутомимо ищет новые для себя те мы, новые жанры. И при этом он бережен и одновременно требователен к своим «старым» вещам. Из влекая отдельные стихи из первых сборни ков, поэт заново читает их обостренным, «свежим» взглядом, доводя до отточенно,, законченности. ...А река его юности, могучая река, вспо ившая поэта, течет через всю его писатель скую судьбу, бережно качая яркие бакены и ленивые паузки, нарядные теплоходы и неутомимые баржи. Течет все более пол новодно, все более уверенно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2