Сибирские огни № 12 - 1979

канчивает Литературный институт. Опубли­ ковав в 1957 году свою первую книжку, п ять.лет спустя Белозеров был принят в Союз писателей. В начале 1970 года в правлении Союза писателей РСФСР про­ ходит обсуждение его творчества. Едино­ душно отмечая появление в детской лите­ ратуре писателя талантливого, интересно­ го, со своим, незаемным, голосом, с острым чувством природы, поэта, умеющего удив­ ляться и удивлять читателя, писатели и критики ревниво спорили о том, «детский» ли Белозеров поэт и не изменит ли он детской поэзии ради «взрослой»... В 1972 году изданная в Новосибирске книжка «Цветные голоса» отмечена премией Ом­ ского комсомола. Имя Белозерова упоми­ нается в первых рядах мастеров детской литературы на больших писательских сове­ щаниях, в статьях, опубликованных в цент­ ральной прессе. В 1976 году поэту присво­ ено почетное звание «Заслуженный работ­ ник культуры РСФСР». V За 20 с небольшим лет им написано 40 книг, его стихи десятки раз появлялись на страницах журналов «Веселые картин­ ки», «Мурзилка», «Пионер», «Костер». Он поразительно работоспособен — он педан­ тично исповедует заповедь Юрия Олеши: «Ни дня без строчки»... «Все мои книги,— говорит Тимофей Бе­ лозеров,— о том, что я видел, то есть о Си­ бири». Один из критиков назвал Сибирь Тимо­ фея Белозерова «певучей и нежной». Ска­ зано очень точно, и подтверждений в стихах поэта предостаточно. Сколько солнца в горах и простора! Так и хочется вареж ки снять И к теплу, на плечо косогора Д еревеньку родную поднять... В «Зимушке-зиме», поставленной крити­ кой в ряд самых удачных за последнее время книг для детей, сибирская зима предстает как символ родного края, как суровое и прекрасное лицо Сибири. «Зимушка-зима», может быть, самая реа­ листическая изо всех книг поэта. Но все-таки нет поэзии без чудес, и поэт рас­ сказывает читателю про эти чудеса. Пол­ ночный волчий вой зажигает в степной де­ ревне настороженные огоньки; покрытая льдом речка хранит солнечный лучик, вмерзший в зеленую волну; сияющим, зо­ лотым кажется устланный соломой хлев; ранние подснежники оказываются слеза­ ми Снегурочки, оплакивающей уходящую зиму... Но и чудеса, происходящие в книж­ ке,— земные, реальные, прочно слитые с сегодняшним днем. Сибирская зима сурова и долга, но мы все время слышим, как сквозь зимние ра­ дости и печали, словно вешний ручеек, пробивается светлый упрямый мотив — предчувствие весны. Все ждут тех дней, когда «потечет тропинка весенним ручей­ ком, веселая морошка потянется к теплу». Парадоксально и естественно проходит через «зимнюю» книжку этот весенний лейтмотив, и стихи о зиме становятся сол­ нечными, теплыми, и, вспоминая другие книги поэта, думаешь о том, как прекрасен и мудр извечный круговорот времени, как прекрасен и мудр в своей простоте и сложности окружающий нас мир... У Белозерова есть простое и ласковое стихотворение «Новое лукошко», обошед­ шее добрый десяток сборников: Б ерестень мой, берестень. Новое лукошко! Вот приветливая тень,— Посидим немножко. Посидим да поглядим, Как по дну овраж ка Тихим облачком седым Стелется ромаш ка. Поглядим на дальний луг С ж елтыми стогами. Поглядим, как черный ж ук Шевелит ногами. На березу и на пень Поглядим немножко... Б ерестень мой, берестень,— Новое лукошко! Привычные приметы уходящего лета, простой знакомый пейзаж... Очень харак­ терные стихи для Белозерова, открыва­ ющего своим юным читателям мир таким, каков он есть,— без прикрас и преувели­ чений. «Как у этого поэта пристален взгляд и остер слух! — писала в «Литературной га­ зете» Ирина Токмакова.— Он слышит, как дождь стучит копытцами, видит, как заря приводит к водопою сторожкого лося. И душевное его зрение зорко. Понятны ему ликованье и тревога деревьев, и трав, и лесных зверей. И вода, и деревья гово­ рят с ним разборчивым языком. А совсем маленьких поэт умеет потешить забавной сказкой, заодно и показать красоту родной земли, незаметно приохотить к сострада­ нию и добру, внушить высокий нравствен­ ный идеал и при этом заворожить перели­ вами и перезвонами языка». Тимофей Белозеров умеет «прйохотить к состраданию и добру» действительно не­ заметно, без громких деклараций, без унылой назидательности. Он просто и до­ верительно рассказывает детям о том, как гармонично сосуществуют (или должны со­ существовать) живое и неживое, одушев­ ленные существа, и неживые предметы. В природе, утверждает поэт, вообще вряд ли есть что-либо неживое, нечувствующее. И растения, и звери, и даже машины на­ делены в стихах Белозерова 'человечески­ ми качествами, явления природы — повад­ ками людей и зверей. Все, что населяет стихи Белозерова, спо­ собно сотворить чудо, пусть маленькое. Созревающая малина попеременке зажи­ гает, словно крохотный светофор, зеленый («проходи!»), желтый («погоди, скоро со­ зрею»), красный («остановись!») огоньки. Темноту ночного переулка освещают «пря­ сел белые лучи», разрезанный арбуз ши­ роко — «в три ломтя» — улыбается тем, кого готов порадовать своей спелой сла­ достью... Природа в стихах Белозерова выполняет высокое назначение — служить людям, ра­ довать их. Ради этого она всегда в работе. Как та большая река, начавшая путь из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2