Сибирские огни № 12 - 1979
канчивает Литературный институт. Опубли ковав в 1957 году свою первую книжку, п ять.лет спустя Белозеров был принят в Союз писателей. В начале 1970 года в правлении Союза писателей РСФСР про ходит обсуждение его творчества. Едино душно отмечая появление в детской лите ратуре писателя талантливого, интересно го, со своим, незаемным, голосом, с острым чувством природы, поэта, умеющего удив ляться и удивлять читателя, писатели и критики ревниво спорили о том, «детский» ли Белозеров поэт и не изменит ли он детской поэзии ради «взрослой»... В 1972 году изданная в Новосибирске книжка «Цветные голоса» отмечена премией Ом ского комсомола. Имя Белозерова упоми нается в первых рядах мастеров детской литературы на больших писательских сове щаниях, в статьях, опубликованных в цент ральной прессе. В 1976 году поэту присво ено почетное звание «Заслуженный работ ник культуры РСФСР». V За 20 с небольшим лет им написано 40 книг, его стихи десятки раз появлялись на страницах журналов «Веселые картин ки», «Мурзилка», «Пионер», «Костер». Он поразительно работоспособен — он педан тично исповедует заповедь Юрия Олеши: «Ни дня без строчки»... «Все мои книги,— говорит Тимофей Бе лозеров,— о том, что я видел, то есть о Си бири». Один из критиков назвал Сибирь Тимо фея Белозерова «певучей и нежной». Ска зано очень точно, и подтверждений в стихах поэта предостаточно. Сколько солнца в горах и простора! Так и хочется вареж ки снять И к теплу, на плечо косогора Д еревеньку родную поднять... В «Зимушке-зиме», поставленной крити кой в ряд самых удачных за последнее время книг для детей, сибирская зима предстает как символ родного края, как суровое и прекрасное лицо Сибири. «Зимушка-зима», может быть, самая реа листическая изо всех книг поэта. Но все-таки нет поэзии без чудес, и поэт рас сказывает читателю про эти чудеса. Пол ночный волчий вой зажигает в степной де ревне настороженные огоньки; покрытая льдом речка хранит солнечный лучик, вмерзший в зеленую волну; сияющим, зо лотым кажется устланный соломой хлев; ранние подснежники оказываются слеза ми Снегурочки, оплакивающей уходящую зиму... Но и чудеса, происходящие в книж ке,— земные, реальные, прочно слитые с сегодняшним днем. Сибирская зима сурова и долга, но мы все время слышим, как сквозь зимние ра дости и печали, словно вешний ручеек, пробивается светлый упрямый мотив — предчувствие весны. Все ждут тех дней, когда «потечет тропинка весенним ручей ком, веселая морошка потянется к теплу». Парадоксально и естественно проходит через «зимнюю» книжку этот весенний лейтмотив, и стихи о зиме становятся сол нечными, теплыми, и, вспоминая другие книги поэта, думаешь о том, как прекрасен и мудр извечный круговорот времени, как прекрасен и мудр в своей простоте и сложности окружающий нас мир... У Белозерова есть простое и ласковое стихотворение «Новое лукошко», обошед шее добрый десяток сборников: Б ерестень мой, берестень. Новое лукошко! Вот приветливая тень,— Посидим немножко. Посидим да поглядим, Как по дну овраж ка Тихим облачком седым Стелется ромаш ка. Поглядим на дальний луг С ж елтыми стогами. Поглядим, как черный ж ук Шевелит ногами. На березу и на пень Поглядим немножко... Б ерестень мой, берестень,— Новое лукошко! Привычные приметы уходящего лета, простой знакомый пейзаж... Очень харак терные стихи для Белозерова, открыва ющего своим юным читателям мир таким, каков он есть,— без прикрас и преувели чений. «Как у этого поэта пристален взгляд и остер слух! — писала в «Литературной га зете» Ирина Токмакова.— Он слышит, как дождь стучит копытцами, видит, как заря приводит к водопою сторожкого лося. И душевное его зрение зорко. Понятны ему ликованье и тревога деревьев, и трав, и лесных зверей. И вода, и деревья гово рят с ним разборчивым языком. А совсем маленьких поэт умеет потешить забавной сказкой, заодно и показать красоту родной земли, незаметно приохотить к сострада нию и добру, внушить высокий нравствен ный идеал и при этом заворожить перели вами и перезвонами языка». Тимофей Белозеров умеет «прйохотить к состраданию и добру» действительно не заметно, без громких деклараций, без унылой назидательности. Он просто и до верительно рассказывает детям о том, как гармонично сосуществуют (или должны со существовать) живое и неживое, одушев ленные существа, и неживые предметы. В природе, утверждает поэт, вообще вряд ли есть что-либо неживое, нечувствующее. И растения, и звери, и даже машины на делены в стихах Белозерова 'человечески ми качествами, явления природы — повад ками людей и зверей. Все, что населяет стихи Белозерова, спо собно сотворить чудо, пусть маленькое. Созревающая малина попеременке зажи гает, словно крохотный светофор, зеленый («проходи!»), желтый («погоди, скоро со зрею»), красный («остановись!») огоньки. Темноту ночного переулка освещают «пря сел белые лучи», разрезанный арбуз ши роко — «в три ломтя» — улыбается тем, кого готов порадовать своей спелой сла достью... Природа в стихах Белозерова выполняет высокое назначение — служить людям, ра довать их. Ради этого она всегда в работе. Как та большая река, начавшая путь из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2