Сибирские огни № 12 - 1979

£. Зпотина РЕКА, ВСПОИВШАЯ ПОЭТА «В один из летних месяцев 1957 года Новосибирск вдруг заговорил на веселом наречии считалок, загадок и присказок. Ра­ бочие и учителя, инженеры и библиотека­ ри начали рассуждать о специфике детской литературы за вечерним чаем, радио звон­ коголосо разносило над площадями и ули­ цами возвышенное завывание юных авто­ ров, клубы были переполнены — еще бы: крупнейшие литераторы, чьи имена были известны взрослым людям 1957 года с их собственного детства, выходили на сцену с племенем молодым и незнакомым в об­ нимку. Это былд одна из первых акций только что родившегося Союза писателей России, и мы, съехавшиеся со всех концов Сибири на первое большое совещание по детской литературе, весело чирикали свои первые строки из первых книг». Таким запомнился сибирский праздник детской книги иркутскому поэту Марку Сергееву. Журнал «Детская литература» в 1976 году посвятил свою февральскую книжку теме «Современная Сибирь и дет­ ская литература». Выступая в этом номере со статьей «Делить души своей богатство», М. Сергеев с волнением вспоминал о том, как поразил его тогда омич Тимофей Бе­ лозеров. Поразил «родниковыми строка­ ми» своей первой, тоненькой, скромной книжки. Называлась она без всяких затей — «На нашей реке». Была маленькой, неброской,— особенно в сравнении с последующими книгами поэта, что вот уже третье десяти­ летие выходят в издательствах Сибири и столицы, объемистыми, нарядными, любов­ но оформленными именитыми книжными графиками. В ней было всего двенадцать коротких (по 8—12 строк) стихотворений, простых по форме, будничных по теме — о ледоходе на реке, о портовых грузчи­ ках, о ночной вахте судового радиста, об идущих с таежных низовий лесовозах... Здесь не было и намека на романтику дальних плаваний, на героику заполярных рейсов — просто будничная работа реки, несущей людям рыбу и лес, хлеб и ком­ байны. «На нашей реке» жили умелые и добрые люди,— писал Марк Сергеев,— и сама ре­ ка была родниковой, чистой, пронизанной солнцем. И если где-то еще путь ей заго­ раживали камни неточных рифм, незавер­ шенных художественных образов — это не было большой бедой: в первых стихах Ти­ мофея Белозерова чувствовалась подлин­ но есенинская любовь к природе и, в пер­ вую очередь, к реке». Река, вспоившая поэта... Как щедра она, как чиста и полноводна! В одном из своих интервью Тимофей Максимович Белозеров скажет: «Память детства неисчерпаема. Я написал уже мно­ го книг, а источник не иссякает». Он благодарен своему нелегкому детст­ ву, благодарен тому, что вырос в большой крестьянской семье, в таежном сибирском селе, где природа незаметно для мальчика рассказывала ему о красоте земли и жи­ вущего на ней человека. Он благодарен своему раннему знакомству с хлебом, за­ работанным собственным трудом: война заставила его, двенадцатилетнего подрост­ ка, учиться ремеслу сапожника, столяра, затем художника-оформитёля, работать на лесозаготовках. Он строго, и твердо, и трудно шел к своей поэзии, к своей реке. В 1952 году закончил Омское речное училище, плавал по сибирским рекам. Потом ушел от ре­ ки — работал мастером в литейных цехах, ушел, чтобы вновь вернуться к ней уже по­ этом. Трудясь на самом что ни на есть го­ рячем производстве, Белозеров заочно за-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2