Сибирские огни № 12 - 1979
шее в редакцию «Сибирских огней». Автор его ныне покойный писатель Сергей Мар ков. Читаю: «Роман «Кафа» — многоплано вый, он пронизан хорошим сюжетным стержнем, люди показаны убедительно. Ро ман должен иметь успех, он этого заслу живает. Скажите, существовали ли прото типы главных героев — Кафы, Мышецкого, художника Саввы? Был ли судебный про цесс по делу, похожему на дело Кафы?» Пока Вениамин Константинович собирает ся с мыслями, просматривает какие-то свои записи, постараюсь ввести в курс дела тех, кто еще не успел познакомиться с романом, впервые напечатанным в журнале «Сибир ские огни» (№ 10, 11, 12 за 1977 г,) и вы пущенным Западно-Сибирским книжным издательством в 1979 году. События разворачиваются, как мы уже выяснили, в небольшом сибирском город ке. Действие концентрировано в течение всего 18 дней. Многие главы так и названы «День второй», «День третий»... В самом большом здании Городищ, в мрачном же лезнодорожном пакгаузе, идет суд. «Белые судят красных». Мышецкий, прокурор кол чаковской юстиции, требует смертной каз ни для руководителя подпольной больше вистской организации двадцатиоднолетней Ольги Корнеевны Батышевой — Кафы. Во енно-полевой суд провозглашает расстрел «именем верховной власти», но, желая со хранить для представителей западной прес сы видимость демократичности правопо- рядков, исполнение приговора откладывает до конфирмации его «верховным прави телем». Начинается борьба за спасение отважной большевички. Подпольщики готовят ей по бег. Известный художник Савва Андреевич Попов, узнавший, что Кафа — талантливый живописец, что ее произведения способны составить эпоху в русской живописи, всту пается за ее жизнь, добивается аудиенции у Колчака и ценой унижения, даже колено преклонения отводит смерть: казнь отме нена. Но не миф ли это? Каждую минуту изменившаяся обстановка грозит Кафе ги белью. Прокурор Мышецкий, в прошлом пода вавший надежды живописец, ученик Саввы Андреевича, делает для себя потрясающее открытие: Кафа — необычайно крупный та лант. Бессмысленная казнь отнимет у Рос сии часть ее будущего. В душевном смяте нии, переживая мучительный разлад с соб ственной совестью, он готов предпринять шаги к освобождению Кафы, он уже под властью чувства к ней, к своей жертве. Служебные свидания с Кафой становятся для Мышецкого необходимостью, его стра данием и, быть может, счастьем. Дни ожи дания конфирмации приговора — дни суда над самим собой. Его глазам, его сознанию открывается истина: он заблудился в жиз ни, попал в услужение неправому делу. Но изменить уже ничего нельзя. Самоубийство Мышецкого становится закономерным ито гом трагической судьбы человека, оказав шегося между двух лагерей. Образ Мы шецкого, показанный в процессе жестокого внутреннего разлада, стал крупнейшей и принципиальной удачей романа. А что же Кафа? И на суде, и наедине со своими мыслями, и на бесконечных допро сах она неизменно исполнена чувства до стоинства, верит в будущее дела, которому служит, и, следовательно, верит и в собст венное будущее. Гордая, независимая на тура, она и в камере смертника продолжа ет борьбу. Добившись, чтобы ей дали крас ки, кисти и бумагу, Кафа работает над своими острыми, политически нацеленны ми картинами. Некоторые из них слож ными путями проникают на волю. Несколь ко раз перед смертницей мелькает призрак освобождения. Но — либо нелепый случай, либо альтернатива — получить свободу це ной идейного компромисса— лишают ее последнего шанса. Образом Кафы писатель раскрывает главную тему романа — тему таланта, ге ния, который безраздельно должен быть отдан народу, революции. Гибель талантли вого живописца Мышецкого, заблудившего ся на жизненных дорогах, воспринимается как духовный распад человека-личности. Гибель гениального художника Кафы, не поступившейся своими убеждениями даже ради спасения своей жизни и своего дара, раскрыта в романе как ее конечное тор жество. «Я вечная»,— говорит Кафа, и эта мысль подчеркнута автором в финале ро мана, когда родная сестра Кафы, приняв шая ее партийную кличку, появляется во главе партизанского отряда, чтобы разору жить офицеров штабного вагона. Есть в романе притча о красном платьи це. Четырехлетней девчонкой Оля жила в бараке в двадцати метрах от железнодо рожного полотна. Она часто выбегала иг рать и усаживалась на рельс Великого сибирского пути. Тогда мама сшила девоч ке красное платьице, живой сигнал, кото рый издали видели машинисты и гудками сгоняли ее с полотна. «Красный цвет — цвет крови и жизни. Думаю, и сейчас он прикрывает меня своим щитом»,— говорит Кафа Мышецкому. «Красное платьице» — таково название третьего, заключительно го «Повествования» романа. Символ? Ко нечно. Метафоричность — самая характер ная черта языка романа. Иногда даже ощутима перегруженность метафорами, символикой слов авторского языка. Как будто писатель, долго находившийся в тис ках документализма, вдруг почувствовал свободу и чрезмерно щедр в своем поле те воображения. Ощущение авторских «переборов» остав ляют беседы Кафы с куцым воробышком, который прилетает к ней на окно камеры. Этот «элегантнейший кавалер» появляется «с тонюсенькой ореховой тростью на сги бе руки, учтиво поднимает шляпу, говорит добрый вечер и, приседая, комично зано сит одну ногу за другую». Потом, «поко сившись на мрачную железную дверь, ше потом, огородив рот ладошкой, произно сит разъединственное словечко «ждите». В другой свой визит Куцый будет уже ци тировать Пушкина, беседа с ним будет еще пространнее. Право, все это напоминает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2