Сибирские огни № 12 - 1979
яснить и истолковать. Шире увиделась и та маленькая кучка единомышленников-марк- систов, которую юный Ульянов сколотил и выпестовал в Самаре. Шире увиделось раз дольное поле революционной работы в Петербурге, в которую он с головой по грузился после Самары. Критики единодушно приняли книгу. «Литературная Россия» поместила рецен зию, где отмечалось: «Книга новосибирско го писателя раскрыла новые страницы ле нинской биографии, раскрыла становление характера великого преобразователя мира. И сделано это с глубоким проникновени ем в психологию героев» (21 января 1972 г.). «Волжская коммуна» 6 июля 1969 г. писала: «Привлекает манера повествования. Автор как бы ведет читателя рядом с со бой и показывает свои поиски, делится с ним своими размышлениями над фактами и объясняет их с удивительным мастер ством, просто и доходчиво». Об огромной, напряженной и весьма успешной творче ской разработке ответственной темы гово рится в рецензии «Советского воина» (31 января 1970 г.). Высокую оценку в «Лите ратурной газете» дал книге В. Тельпугов (2 октября 1968 г.). Я. Сухотин в «Науке и жизни» (№ 2, 1969) утверждает, что книга рассказывает «живо и ярко, на основе глу бокого научного исследования». Но вот интересная подробность: каждый из критиков определяет жанр, избранный Шалагиновым, по-своему. Для Ал. Горлов- ского это «документально-психологическое повествование», для Ю. Мосткова — «кни га очерков». Д. Шепелев в одном случае называет книгу «повествованием», в дру го м— «три очерка о работе В. И. Ленина помощником присяжного поверенного». Сам автор в подзаголовке указывает на ха рактер своего произведения такими слова ми: «Поиски, размышления». Один рецен зент уверяет, что Шалагинов «выступил в трудном и увлекательном жанре, блиста тельно начатом в нашей литературе Ирак лием Андрониковым». Интересуюсь, что мог бы сказать на сей предмет сам автор. Оставляет ли он под заголовок книги для нового издания? — Позвольте ответить вопросом на воп рос?— улыбается Вениамин Константино вич.— А что думает по этому поводу кри тик Баландин? — Во-первых, считаю, что «жанра Анд роникова», строго говоря, не существует, как нет и жанра «документально-психоло гического повествования». Есть жанр очер ка, рамки которого достаточно широки, чтобы включить и «Загадку Н. Ф . И.» Анд роникова, и «поиски, размышления» Шада- гинова, и множество других аспектов худо жественно-документального способа ото бражения действительности. И для вас, как очеркиста, думаю, важно было решить два важнейших вопроса: каковы роль и место документа в вашей работе и — какова воз можная мера художественного домысла? — Согласен. О своей книге я читал и слышал разное. Одна дама от филологии назвала ее «научной монографией». «Со временник» же в тематическом плане из дательства аттестовал книгу как «докумен тальный роман». Наверно, и в этом случае есть своя золотая серединка. Думаю, жанр очерка не очень-то обиделся бы, ес ли бы книга была причислена к его много ликому лону. И конечно же, здесь решает «мера» документализма — первое слово, как нетрудно понять, я беру в кавычки. Документ для меня был основой, от кото рой я отталкивался. Но ради художествен ной правды считал и считаю возможным отступление от строгой буквы документа, особенно тогда, когда он молчит. Когда установлено, что никакого документа для ключевого обстоятельства в природе нет. Полагаю, что частности и даже факты мо гут быть во имя типизации сгруппированы в нечто новое. Именно с этой целью я повторяюсь, прибегаю к одной и той же фразе в разных местах. В главном же кни га о Ленине строжайше документальна. Фактов автор не придумывал. Тут мне на память пришла одна деталь из «Защиты...». Описывается приход Ульянова в «при сутствие» в неподходящей для такого места одежде — в косоворотке. Слу чись подобная сцена в романе Копте- лова, и он, не задумываясь, действовал бы по «принципу айсберга» — всю докумен тальную сторону дела оставил бы в «под водной части». Не так поступает Шалаги нов. Он подробно, непосредственно в тек сте очерка, обосновывает свое право на домысел: «Говоря * о простоте Ленина, М. Яснева вспоминает, что в самарские годы она часто его видела в синей ситцевой ко соворотке, подпоясанной шнурком». И толь ко после такого объяснения автор считает возможным показать Ульянова в косово ротке и в «присутствии», и в лодке с друзьями-единомыш ленниками. — Мне кажется, и у вас есть примеры достаточно смелой беллетризации. Взять хотя бы реставрацию судебных выступле ний Ульянова или его диалоги с коллегами. Так что путь свободного обращения с до кументом вами уже в какой-то степени опробован. — Именно в какой-то. Ничтожной, я бы сказал. — Это когда речь идет о ленинских сце нах. Но когда речь заходит о других ва ших героях, тут уже художественный до мысел разворачивается много полнее, не так ли? И знаете, кто из персонажей выде ляется своей эмоциональностью? — Не знаю. — Автор. Порывистый, увлекающийся, непосредственный характер. В этом меня уверяет, к примеру, сцена в Центральном партийном архиве. Она хорошо запомина ется. Из хранилища в читальный зал доставле ны две великан-папки, два картонных «че модана» с делами Самарского окружного суда. «Клад! Но к чувству праздничной взволнован ности, которое тотчас прихлынуло м теснит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2