Сибирские огни № 12 - 1979
ружного нотариуса. С 1931 года член Ок ружного суда, потом народный судья в с. Братский острог (ныне г. Братск). В даль нейшем послужном списке — помощник прокурора Восточной Сибири, начальник Управления юстиции Иркутской области... Параллельно со служебной линией росли и его художественные пристрастия. Вете ран иркутской комсомолии Т. Огороднико ва вспоминает, как на бюро райкома ком сомола только что приехавшего в Братский острог на должность районного судьи Ве ню Шалагинова утвердили руководителем «Синей блузы»: «Он сам создавал водевили, частушки, небольшие юмористические и сатириче ские песенки и рассказы... Веня подчерки вал, что голос «Синей блузы» по своей си ле должен быть приравнен к выстрелу, обязательно поражающему мишень» («Со ветская молодежь», Иркутск, 26 октября 1978 г.). Много сил отдавал молодой руководи тель, чтобы у «Синей блузы» был хороший,' боевой репертуар и в то же время хоро шая сценическая культура. «Наш Веня, Ве ниамин Константинович, казалось, самой природой был предназначен на роль ар тиста или писателя»,— не без оснований от мечала Т. Огородникова. К 1935 году относится первый серьезный «прорыв» Шалагинова в большую литера туру. Альманах «Новая Сибирь» (г. Ир кутск) печатает одно за другим его стихи, где не могут не нравиться за искренность и задор строки, обращенные к чудо-ябло ку, выращенному пионером сибирского са доводства: «И мне и ребятам известно, как ты улыбаешься всяко, как бьется под ко жицей тесной кипящая сахаром мякоть». Или строки, обращенные к Чехову: «И дро жат настоящие звезды в каждой капельке твоих слов» В том же году конкурсная комиссия Вос точной Сибири, где ценителями были луч шие писательские силы того времени (И. Гольдберг, Петр Петров, Иван Молча нов), присудила Шалагинову за рассказ «Вещи» вторую премию. Высокие требова ния конкурса подчеркивались тем обстоя тельством, что первая премия вообще не была присуждена. Рассказ, написанный с тем же комсомольским задором, осуждал культ вещи, власть ее над человеком, о чем красноречиво говорил первоначальный вариант заглавия: «Я презираю вещи» (не трудно увидеть созвучие с названием по пулярного произведения тех лет «Я жгу Париж» Бруно Ясенского). Новым его успехом стал рассказ «Шар голубой» (альманах «Новая Сибирь», Ир кутск, 1938). Рассказ во многом автобиогра фичен: гражданская война, елка под Но вый, 1920 год. Бегут под ударами Красной Армии чехи, бежит поп, устроитель елки. Тема рассказа — мужание деревенского мальчугана Егорки. Вот тогда-то и созрело у помощника про курора Восточной Сибири решение изме нить жизненный путь, уйти из юстиции и полностью посвятить себя литературе. Поч ти одновременно начинает Шалагинов ра боту над новым рассказом «Рождение не нависти» и хлопоты о переходе на новое поприще. Прошел год — и в 1940-м ново обращенный журналист, собственный кор респондент «Известий», сначала в Казани, потом в Красноярске, с увлечением пишет свои первые статьи, очерки, корреспонден ции, информации. Главное — обретенное чувство истинного призвания. Случись все так, как мечталось, и целым двадцатилети ем раньше могло бы произойти становле ние интересного, самобытного художника слова. Но грянула война. Шалагинов подал за явление в Действующую армию, а получил назначение на должность редактора диви зионной газеты. Но и редактором не остал ся — юриста ждала работа председателя трибунала Дивизии, потом члена и замес тителя председателя военного трибунала Сибирского военного округа. В запас пол ковник юстиции Шалагинов уволился толь ко в 1962 году. Литературная продукция за эти годы бы ла невелика. № 2 журнала «Сибирские ог ни» за 1948 год открылся рассказом Шала гинова «Полоса у дороги». В 1951 г. в «Но вом мире» и в 1952 г. в библиотеке журнала «Огонек» выходит книга «Судья», имевшая прототипом главного героя инте реснейшего судебного деятеля, работав шего многие годы с автором. Но, несмотря на документализм, образ судьи поднимал ся до степени обобщения. Успех книги (а она издавалась и в Венгрии, и в Польше, и в Румынии) зовет к писательскому столу, но долг повелевает садиться за другой стол, за судейский, с тем, чтобы вновь и вновь решать именем Советского Закона судьбы бывших полицаев и старост, вла совцев и бендеровцев. Позднее в сборни ках своих рассказов и очерков «Перед ли цом закона. Заметки военного юриста» (Зап.-Сиб. кн. изд., 1964), «Как иногда бы вает» (Воениздат, Москва, 1964 и в том же году с дополнением в Зап.-Сиб. кн. изд.) писатель расскажет о виденном, слышан ном, расследованном, о трагедиях, о тяг чайших преступлениях перед человеч ностью. В этих рассказах нет сюжета как такового. Глубина его вещей — в неожидан ности подхода к ситуации. Автор спраши вает: как найти вину? Как доказать ее? Где начинаются порок и вина? В движении мысли, в поиске истины — динамика его повествований. От обычных детективов рассказы и очерки Шалагино ва отличают глубина проникновения в пси хологию персонажей, глубинное постиже ние мысли деятелей правосудия. Рассказы без сюжета читаются легко, увлеченно благодаря именно этой их черте внутрен него динамизма. Писатель ищет оригинальное решение каждого рассказа, сознательно стремится к необычной архитектонике произведения. События его произведений как бы движут ся по спирали вокруг центрального персо нажа, раскрывая новые грани его характе ра на каждом новом витке. Теперь мы вплотную подошли к трем главным книгам Шалагинова, составившим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2