Сибирские огни № 12 - 1979
взрослых внимания к формирующейся лич- ности ребенка. «Теперешние дети начинают мыслить по нятиями куда раньше, чем во времена Белинского. Какие особенности привносит это обстоятельство в нравственное воспи тание? Не знаю. Но знать хотел бы. Ради него. Ради маленького гражданина». Ради них, людей будущего, защищает Шалагинов святую правду истории. Ради них он жестокими, кровавыми сценами клеймит античеловеков. И ради них он ут верждает великую силу ленинской добро ты и справедливости. Ради них создает свой гимн человеку, воодушевленному высокой идеей служения людям, народу. * * * Наши беседы начинаются с выговора — опять я опоздал, украл у него на ожида ние условленной встречи 10— 15 минут. Мой собеседник и не догадывается, что опаздываю я нарочно, что мне доставляет громадное удовольствие видеть его сразу в четырех лицах. ВначаЛе передо мной следователь, фик сирующий причину опоздания. Потом в де ло включается прокурор и определяет меру моей вины. Затем его губы трогает мягкая улыбка защитника, и, наконец, не лицеприятный судья выносит решение: ви на прощена (причину я выдвигаю архиува- жительную), и мы усаживаемся за круглый журнальный столик, раскладываем приго товленные хозяином книги, статьи, доку менты, фотографии. Столик, за которым мы работаем, и в самом деле круглый; другой мебели, если не считать двух кресел, серванта да книж ных шкафов, в комнате нет. — Где же ваш письменный стол? — я с недоумением гляжу на чеотежную доску, пристроенную между подоконником и спинкой стула.— Уж не это ли сооруже ние?.. — Нет, за чертежной доской — другая, временная упряжка: считка, последняя правка. А пишу я здесь,— указывает Вени амин Константинович на кресло.— Кстати, здесь написана вся «Кафа». Ну, что ж? Мне. ничего не остается, как последовать примеру хозяина — подклады ваю на колено книгу, на книгу лист бумаги и начинаю свои записи, свой «протокол следствия», как мог бы сказать мой собе седник. Зачитываю вслух предыдущие его «по казания», уже давние, датированные ию лем 1972 года. Тогда наша беседа шла в связи с выходом его книги, посвященной самарским и петербургским защитам мо лодого Ленина. Обращаться к этой записи мне интересно — редкий случай, когда пи сательский замысел так точно воплощается в практические дела с самыми незначи тельными коррективами. Вначале — традиционный расспрос: ро дился в 1909 году 22 декабря. Отец — сто ляр железнодорожного депо, краснодерев щик с наклонностями к художественной резьбе по дереву. — Между прочим, за 54 года у верстака он сделал немало резных украшений для до мов. Одно из этих его «произведений» я описал в «Кафе». Помните, как маленькая Оля следила за работой отца? Так вот на печке тогда сидел автор. . Давайте, перечитаем то место из рома- на, где сказано о «Празднике Украшения»: «Это всегда был воскресный день... Отец, выряженный в праздничное, в белой ру башке с пояском, показывал, что и где брать и как ставить на подводу. Из кухни, из-под навеса, ломовики выносили полот нища ворот и калиток, наклады для вереи, ставни, карнизы, причелины, что закроют кружевами торцы слег на крыше. Они де лали это с таким вниманием и с такой предосторожностью, будто весь этот де кор был из тончайшего китайского фар фора... Школьный двор побрызгали с метлы, подмели до последней соринки, и в преде лы его вступил торжественный караван ломовщины под предводительством отца... Стали навешивать ворота на верейные крючья. — А ну, на себя! — командовал отец.— Сто-оп! А теперь подклинь! Хар-рош! К ограде прихлынули зеваки. Ольга стоя ла впереди всех... Дом хорошел с каждой минутой. Под ок нами вскипала ажурная перевить, от шело ма к нижней слеге сползала длинная ров ная доска, показывая крупный завойный узор, какие бывают только на парчах и штофах... Чудо, созданное магами, один громадный серебряный цветок, не дом, не храм, а именно громадный серебряный цветок»... возникал перед глазами собрав шихся. Наверное, именно такое чудо умельче- ского искусства и стало важнейшей частью отцовского «наследства». Другой же его частью могло быть постоянно открытое восхищение отца человеком идеи. Здесь — удивление и преклонение простого труже ника. «Поклонись ему, сынок! — говаривал отец.— Идейный человек хочет хорошего всем. А для себя ему ничего не надо. Мно го ли таких на свете?» Так, видимо, и запало в сознание маль чишки из рабочего поселка, что высокое в жизни, высокое и прекрасное соседствует с понятиями нравственными, идейными. Годы учебы в Иркутском университете по факультету права... Блестящие лекции ста рой лояльной профессуры и уже новой, как тогда говорили, красной, читаемые непре менно «без бумажек» (читать по записям считалось признаком дурного тона); бур ные комсомольские собрания, на которых идут нешуточные бои с троцкистской оппо зицией; шефские выезды в деревню, дис куссии: «Кто есть культурный человек?», «Есть ли бог» и пр. и пр. Потом — работа. Агент угрозыска в го роде Канске, заместитель иркутского ок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2