Сибирские огни № 12 - 1979
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Л. Баландин ВО ИМЯ ПРАВДЫ ИСТОРИИ Творческая судьба Вениамина Константи новича Шалагкнова необычайна и, быть может, удивительна. Удачно начав писательскую деятельность еще в середине 30-х годов, он вдруг за молчал и только через 20 лет вновь взял ся за перо, а известен стал лишь в конце 60-х, когда ему самому подкатило под шестьдесят. Начал с лирических стихов, а стал мастером документально-историческо го очерка. И вдруг столь же неожиданно раскрылся как автор многослойного рома на «Кафе», в котором причудливо пере плетены лирическое и философское на чала... Со всем пылом и категоричностью юно сти В. Шалагинов еще на студенческой скамье берется за разработку ленинской темы, долгие годы накапливает материал и только через 36 лет создает книгу. До бившись читательского успеха в жанре пси хологического детектива (книги «Судья», 1951 г.; «Перед лицом закона», 1964 г.), оставляет этот путь во имя яростной публи цистики, изобличающей последних «осво бодителей России», палачей своего народа Унгерна, Анненкова, Бакича, Дутова, во имя прославления героического подвига борцов за Советы. Ему исполнилось семьдесят. Он высок, худощав, строен, изящен в манерах. К со беседнику внимателен, легко отвечает на шутку, нетороплив и, кажется, постоянно спокоен. Но вслушиваясь в интонации его неспешных рассказов, вдруг делаешь для себя открытие — перед тобой человек темперамента взрывчатого, отдающий свои симпатии, пристрастия горячо и безраз дельно. Обманчивое первоначальное впе чатление объясняется, очевидно, тем, что путь к окончательному выводу у Шалаги- нова проходит через суд логики и психо анализа. Черта, привитая профессией. Ведь за тридцать пять лет работы в суде — и за судейским столом, и справа от него, и сле в а— не одна тысяча судебных поединков прошла перед ним, приучила к мудрой не торопливости решений, к внутренней са модисциплине. Именно в этой его напря женнейшей юридической деятельности и нужно искать причину столь долгого пи сательского молчания. Здесь и преграда, здесь и побудительный толчок к творчест ву, к нынешней бурной разрядке накоп ленного за долгие годы. Две стороны, две грани свойственны его творческому облику: с одной стороны, си ла изобличения, запечатлевшая великий процесс «исторжения зла народом»,— этой теме отданы ум и сердце писателя, вся ярость гражданина и гуманиста; с дру гой, прославление героизма советского на рода, воина и труженика, пахаря и масте рового, народа-победителя, чей гений нашел свое наивысшее воплощение в дея тельности Ленина. Все крупно, масштабно в творчестве Ша- лагинова. Он пишет о главном, на . решение част ных задач не отвлекается. Даже в том случае, если из-под его пера выходят за бавные миниатюры о малышах («Про Егор ку мамам и папам», Западно-Сибирское кн. изд., 1974), и здесь речь — «об очень раннем выявлении у наших детей социаль ного гражданского чувства», идущего от «общей нашей жизни, от ее образа, от коммунистической идеологии», о ранней потребности детей трудиться, жить в мире прекрасных фантазий, о воспитании у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2