Сибирские огни № 12 - 1979

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Л. Баландин ВО ИМЯ ПРАВДЫ ИСТОРИИ Творческая судьба Вениамина Константи­ новича Шалагкнова необычайна и, быть может, удивительна. Удачно начав писательскую деятельность еще в середине 30-х годов, он вдруг за­ молчал и только через 20 лет вновь взял­ ся за перо, а известен стал лишь в конце 60-х, когда ему самому подкатило под шестьдесят. Начал с лирических стихов, а стал мастером документально-историческо­ го очерка. И вдруг столь же неожиданно раскрылся как автор многослойного рома­ на «Кафе», в котором причудливо пере­ плетены лирическое и философское на­ чала... Со всем пылом и категоричностью юно­ сти В. Шалагинов еще на студенческой скамье берется за разработку ленинской темы, долгие годы накапливает материал и только через 36 лет создает книгу. До­ бившись читательского успеха в жанре пси­ хологического детектива (книги «Судья», 1951 г.; «Перед лицом закона», 1964 г.), оставляет этот путь во имя яростной публи­ цистики, изобличающей последних «осво­ бодителей России», палачей своего народа Унгерна, Анненкова, Бакича, Дутова, во имя прославления героического подвига борцов за Советы. Ему исполнилось семьдесят. Он высок, худощав, строен, изящен в манерах. К со­ беседнику внимателен, легко отвечает на шутку, нетороплив и, кажется, постоянно спокоен. Но вслушиваясь в интонации его неспешных рассказов, вдруг делаешь для себя открытие — перед тобой человек темперамента взрывчатого, отдающий свои симпатии, пристрастия горячо и безраз­ дельно. Обманчивое первоначальное впе­ чатление объясняется, очевидно, тем, что путь к окончательному выводу у Шалаги- нова проходит через суд логики и психо­ анализа. Черта, привитая профессией. Ведь за тридцать пять лет работы в суде — и за судейским столом, и справа от него, и сле­ в а— не одна тысяча судебных поединков прошла перед ним, приучила к мудрой не­ торопливости решений, к внутренней са­ модисциплине. Именно в этой его напря­ женнейшей юридической деятельности и нужно искать причину столь долгого пи­ сательского молчания. Здесь и преграда, здесь и побудительный толчок к творчест­ ву, к нынешней бурной разрядке накоп­ ленного за долгие годы. Две стороны, две грани свойственны его творческому облику: с одной стороны, си­ ла изобличения, запечатлевшая великий процесс «исторжения зла народом»,— этой теме отданы ум и сердце писателя, вся ярость гражданина и гуманиста; с дру­ гой, прославление героизма советского на­ рода, воина и труженика, пахаря и масте­ рового, народа-победителя, чей гений нашел свое наивысшее воплощение в дея­ тельности Ленина. Все крупно, масштабно в творчестве Ша- лагинова. Он пишет о главном, на . решение част­ ных задач не отвлекается. Даже в том случае, если из-под его пера выходят за­ бавные миниатюры о малышах («Про Егор­ ку мамам и папам», Западно-Сибирское кн. изд., 1974), и здесь речь — «об очень раннем выявлении у наших детей социаль­ ного гражданского чувства», идущего от «общей нашей жизни, от ее образа, от коммунистической идеологии», о ранней потребности детей трудиться, жить в мире прекрасных фантазий, о воспитании у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2