Сибирские огни № 12 - 1979
конференции он заостряет вопрос: «Работа по поднятию транспорта в Омске заключа ется в скорейшем поднятии моста, так как мы переживаем март, и в апреле будет разлив реки». Коммунисты,.а за ними проле тариат . Омска, красноармейцы полностью солидарны с требованиями Советского пра вительства, считают их ленинским боевым заданием. И если Владимир Ильич в те мартовские дни ударных работ по восста новлению железнодорожных мостов- перед надвигающимся весенним половодьем счи тал их самым веским доказательством «то го, чего может достигнуть пролетариат ор ганизованностью, энергией, дисциплиной в труде», то ответом работавших у Иртышско го моста было дальнейшее усиление тем пов, сплочение вокруг Коммунистической партии, о чем они с гордостью извещали Председателя Совнаркома. Только когда вместо зияющих огромных проранов появился временный деревянный настил и была поднята на быки крайняя к правому берегу ферма моста, командова ние сочло миссию Д . М. Карбышева выпол ненной. Инженерно-саперным частям Ом ского гарнизона он официально объявляет: «Приказом войскам 5-й армии от 13 сего марта за № 273 я назначен на должность начинарм-5, и 23 марта мне предписано вы ехать в штаарм». На следующий день после начала регу лярного!* движения поездов через Иртыш по восстановленному мосту, 16 апреля 1920 г., газета «Советская Сибирь» (тогда печатный орган Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревкома) писала: «Здесь рабочие и крестьяне, инже неры и техники — все соединили свои уси лия и работали день и ночь, будни и празд ники и добились своего». Через неделю через мост проследовал с восточной сторо ны железнодорожный состав, фотография которого помещена среди трудов В. И. Ле нина (см. вклейку между страницами 194 и 195 т. 51 Поли. собр. соч.). В газете Народного Комиссариата путей сообщения «Гудок» вскоре появилась ин формация: «21 апреля в Омских железно дорожных мастерских состоялся митинг, посвященный 50-летию товарища Ленина. На этом митинге постановлено собственны ми силами рабочих и мастеровых отремон тировать и оформить маршрутный поезд имени Ильича и послать его с хлебом для детей московских рабочих. 12 мая этот по езд прибыл в Москву». Опыт работы по восстановлению Иртыш ского моста Д . М. Карбышев мог использо вать в дальнейшей своей деятельности на ответственном посту начальника инженеров 5-й Отдельной армии. Через несколько дней после переезда в Красноярск Дмитрий Михайлович отправляется в Тайшет, где ру ководит восстановлением железнодорож ного моста через Бирюсу." На новом месте расположения штаба армии и военно-инже нерного управления — в Иркутске Карбы шев задержался лишь с одной целью: ор ганизовать строительство паромной пере правы через Ангару. Главное, чем он занимался,— создание укрепленных пози ций на границах с Дальневосточной Рес публикой на случай, если белогвардейцам с помощью японских интервентов удастся добиться успехов в борьбе с Народно-ре волюционной армией ДРВ и они попытают ся вторгнуться в Советскую Россию. Со хранились наметки Карбышева для себя на август 1920 года: «Участок 30-й дивизии: проект моста у Верхнеудинска. Рекогносци ровка буферных позиций, линия оборони тельных застав, рекогносцировка долины реки Джиды». Расстался с Сибирью Дмитрий Михайло вич осенью 1920 года, когда по личному ходатайству М. В. Фрунзе, назначенного командующим Южным фронтом, его по слали руководить военно-инженерным , обеспечением операций против последыша русской белогвардейщины барона Вран геля. За большие заслуги в освобождении Си бири и ее экономическом возрождении Д . М. Карбышев получил здесь свою первую награду от Советской власти — именные золотые часы с выгравированной на них надписью: «Красному борцу Социалистиче ской Революции от ВЦИК». Когда в 30-е годы Д . М. Карбышева за просили об участии в гражданской войне, он не без гордости за свое боевое прош лое написал: «В ряды Красной Армии всту пил добровольно. Дважды получал имен ные золотые часы: за работу в 5-й армии и за бой под Перекопом и взятие Крыма». По многочисленным воспоминаниям то варищей легендарного героя по антифаши стской борьбе в гитлеровских концлагерях смерти, он, в числе мотивов, объяснявших его исключительную стойкость, называл службу в Красной Армии, с честью начатую в боях за освобождение родной Сибири. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2