Сибирские огни № 12 - 1979

до февраля 1920 г. военный инженер Кар­ бышев оставался в Уфе. Там он помогал своему начальнику Г. П. Вискунову органи­ зовывать мостостроительный отряд для от­ правки в Сибирь, отгружал для Иртышского моста фермы с моста через реку Уфимку, изыскивал здесь и во всех прилегающих районах Предуралья для армейских мос­ тостроителей в Омске инвентарь и матери­ алы. В результате стремительного наступления советских войск колчаковцы не успели при­ чинить серьезных повреждений железнодо­ рожному мосту через Обь у Новоникола- евска. Саперы под командованием И. В. Глазкова быстро заделали пробоины в не­ сколько саженей. Таким образом, только Иртышский мост у Омска сдерживал воз­ можность подключить к обеспечению Цент­ ра продовольствием районы Кулунды, Ал­ тая, Восточного Казахстана. Нужно еще учесть, что основные трофеи оружия, воен­ ного имущества, снаряжения, которые В. И. Ленин требовал перебросить армиям За­ падного и Южного фронтов, Красная Армия на востоке захватила в районах Новонико- лоевска и Красноярска. Отсюда и столь важное, смело можно сказать — государст­ венное значение приобретало восстановле­ ние моста через Иртыш с обрушенным пролетом у правого берега и общей длиной зияющих провалов надо льдом реки почти в 682 метра. Желая найти хоть какой-то выход из соз­ давшегося положения, когда разрушенные мосты прерывали вообще железнодорож­ ное сообщение, сибиряки старались исполь­ зовать ледостав на реках. На лед уклады­ вались рельсы, и по ним люди переталкива­ ли вагоны с грузом. Понятно, что «живая тяга» и ручная перегрузка материалов, про­ довольствия и т. д. со спуском вагонов на лед и подъемом на противоположном бере­ гу делали реки тяжелейшим препятствием для сколько-нибудь сносной работы сибир­ ского железнодорожного транспорта. Первыми организовали «ледовую пере­ праву» коммунисты Омсца. 7 декабря 1919 г. участники первого городского ком­ мунистического субботника, 120 членов РКП(б), с девяти утра до четырех часов дня разгружали дрова с вмерзших в лед у ле­ вого берега барж, укладывали их в вагоны, которые затем перекатили через реку. Те семь вагонов с грузом по 14 погонных са­ жен дров должны были спасти от холода раненых красноармейцев в госпиталях и больных в сыпнотифозных бараках. С этого времени начались постоянные работы по переправе «мускульной» силой грузов с составов через Иртыш в обоих направлениях. Позднее на лед спустили маневровый паро­ воз, круглосуточно «перетаскивавший» ва­ гоны с берега на берег. Однако «заторы» с перегрузками составов каждый раз затяги­ вались на многие часы. Совместными согласованными решениями Сиббюро ЦК РКП(б), Сибревкома и Ревво­ енсовета 5-й армии намечаются первооче­ редные меры для срочного восстановления Иртышского моста: мобилизация строите- лей-ремонтников, изыскание материалов, создание специальной комиссии с широки­ ми правами требовать от гарнизона и ом­ ских гражданских учреждений и предприя­ тий все необходимое для работы на мосту. Население Омска, красноармейцы прекрас­ но понимали, насколько важно «поднять» Иртышский мост, а потому с энтузиазмом встретили решения партийно-советского и военного руководства, проявили ' много инициативы по оказанию помощи тем, кто трудился на замерзшей реке, сами предла­ гали свои знания и силы. Считалось де­ лом чести коммунистов, комсомольцев, со­ знательных рабочих и красноармейцев в свободное от основной работы время от­ правляться к мосту, чтобы помогать в его восстановлении. Весьма показательна объ­ яснительная записка секретарю партячейки сочувствующего М. Кудинова от 6 февраля 1920 г.: «По случаю срочных ночных работ на Иртышском мосту я не мог явиться на очередное партийное собрание». Сотни добровольцев коммунистов и комсомоль­ цев выходили на срочные работы, чтобы ликвидировать последствия длившегося бо­ лее суток сильного даже по сибирским по­ нятиям бурана — прокапывали дорогу в огромных сугробах, закрепляли сорванные строительные леса и т. п. Без каких-либо напоминаний, по собственной инициативе с левого берега пришли помогать омичам жители рабочего поселка Куломзино и близлежащих деревень. В газетах тех дней («Правда» за 20 февра­ ля 1920 г., «Красноярский рабочий» за 25 февраля) отмечен трудовой подъем тру­ дящихся. В Красноярских главных желез­ нодорожных мастерских отремонтировали свыше ста паровозов и около 1200 вагонов, в Омских мастерских и депо — 106 паро­ возов, 184 вагона, оборудовали 106 воин­ ских теплушек. Но самая трудная работа проводилась у Иртышского моста. Помогать большевикам-комиссарам Гутману, Горди­ енко, Белкину, Михайлову восстанавливать мост прибыл Карбышев. Как было заявлено на Первой Омской губернской партконфе­ ренции, «без спецов нельзя... построить Иртышский мост». Реввоенсовет 5-й армии, армейский штаб и его службы, в том числе' управление во­ енного инженера переводятся в Красно­ ярск, но Д. М. Карбышев на полтора меся­ ца был оставлен в Омске для организации всей инженерно-технической части восста­ новительных работ на важнейшем в тот момент объекте Транссибирской магист­ рали. Восстановление моста идет ударным по­ рядком. Карбышев почти круглосуточно со строителями, работающими в несколько смен. Все наиболее сложные работы (по монтажу, кессонированию, подъему несу­ щих опор и т. д.) ведутся под непосредст­ венным руководством Карбышева. Все инженерные расчеты он проверяет как главный техрук строительства. За восстанов­ лением Иртышского моста внимательно сле­ дят в Москве. В Омск командируется ста­ рый сибирский большевик заместитель наркома путей сообщения А. Г. Рогов. Тре­ тьего марта на общегородской партийной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2