Сибирские огни № 12 - 1979
до февраля 1920 г. военный инженер Кар бышев оставался в Уфе. Там он помогал своему начальнику Г. П. Вискунову органи зовывать мостостроительный отряд для от правки в Сибирь, отгружал для Иртышского моста фермы с моста через реку Уфимку, изыскивал здесь и во всех прилегающих районах Предуралья для армейских мос тостроителей в Омске инвентарь и матери алы. В результате стремительного наступления советских войск колчаковцы не успели при чинить серьезных повреждений железнодо рожному мосту через Обь у Новоникола- евска. Саперы под командованием И. В. Глазкова быстро заделали пробоины в не сколько саженей. Таким образом, только Иртышский мост у Омска сдерживал воз можность подключить к обеспечению Цент ра продовольствием районы Кулунды, Ал тая, Восточного Казахстана. Нужно еще учесть, что основные трофеи оружия, воен ного имущества, снаряжения, которые В. И. Ленин требовал перебросить армиям За падного и Южного фронтов, Красная Армия на востоке захватила в районах Новонико- лоевска и Красноярска. Отсюда и столь важное, смело можно сказать — государст венное значение приобретало восстановле ние моста через Иртыш с обрушенным пролетом у правого берега и общей длиной зияющих провалов надо льдом реки почти в 682 метра. Желая найти хоть какой-то выход из соз давшегося положения, когда разрушенные мосты прерывали вообще железнодорож ное сообщение, сибиряки старались исполь зовать ледостав на реках. На лед уклады вались рельсы, и по ним люди переталкива ли вагоны с грузом. Понятно, что «живая тяга» и ручная перегрузка материалов, про довольствия и т. д. со спуском вагонов на лед и подъемом на противоположном бере гу делали реки тяжелейшим препятствием для сколько-нибудь сносной работы сибир ского железнодорожного транспорта. Первыми организовали «ледовую пере праву» коммунисты Омсца. 7 декабря 1919 г. участники первого городского ком мунистического субботника, 120 членов РКП(б), с девяти утра до четырех часов дня разгружали дрова с вмерзших в лед у ле вого берега барж, укладывали их в вагоны, которые затем перекатили через реку. Те семь вагонов с грузом по 14 погонных са жен дров должны были спасти от холода раненых красноармейцев в госпиталях и больных в сыпнотифозных бараках. С этого времени начались постоянные работы по переправе «мускульной» силой грузов с составов через Иртыш в обоих направлениях. Позднее на лед спустили маневровый паро воз, круглосуточно «перетаскивавший» ва гоны с берега на берег. Однако «заторы» с перегрузками составов каждый раз затяги вались на многие часы. Совместными согласованными решениями Сиббюро ЦК РКП(б), Сибревкома и Ревво енсовета 5-й армии намечаются первооче редные меры для срочного восстановления Иртышского моста: мобилизация строите- лей-ремонтников, изыскание материалов, создание специальной комиссии с широки ми правами требовать от гарнизона и ом ских гражданских учреждений и предприя тий все необходимое для работы на мосту. Население Омска, красноармейцы прекрас но понимали, насколько важно «поднять» Иртышский мост, а потому с энтузиазмом встретили решения партийно-советского и военного руководства, проявили ' много инициативы по оказанию помощи тем, кто трудился на замерзшей реке, сами предла гали свои знания и силы. Считалось де лом чести коммунистов, комсомольцев, со знательных рабочих и красноармейцев в свободное от основной работы время от правляться к мосту, чтобы помогать в его восстановлении. Весьма показательна объ яснительная записка секретарю партячейки сочувствующего М. Кудинова от 6 февраля 1920 г.: «По случаю срочных ночных работ на Иртышском мосту я не мог явиться на очередное партийное собрание». Сотни добровольцев коммунистов и комсомоль цев выходили на срочные работы, чтобы ликвидировать последствия длившегося бо лее суток сильного даже по сибирским по нятиям бурана — прокапывали дорогу в огромных сугробах, закрепляли сорванные строительные леса и т. п. Без каких-либо напоминаний, по собственной инициативе с левого берега пришли помогать омичам жители рабочего поселка Куломзино и близлежащих деревень. В газетах тех дней («Правда» за 20 февра ля 1920 г., «Красноярский рабочий» за 25 февраля) отмечен трудовой подъем тру дящихся. В Красноярских главных желез нодорожных мастерских отремонтировали свыше ста паровозов и около 1200 вагонов, в Омских мастерских и депо — 106 паро возов, 184 вагона, оборудовали 106 воин ских теплушек. Но самая трудная работа проводилась у Иртышского моста. Помогать большевикам-комиссарам Гутману, Горди енко, Белкину, Михайлову восстанавливать мост прибыл Карбышев. Как было заявлено на Первой Омской губернской партконфе ренции, «без спецов нельзя... построить Иртышский мост». Реввоенсовет 5-й армии, армейский штаб и его службы, в том числе' управление во енного инженера переводятся в Красно ярск, но Д. М. Карбышев на полтора меся ца был оставлен в Омске для организации всей инженерно-технической части восста новительных работ на важнейшем в тот момент объекте Транссибирской магист рали. Восстановление моста идет ударным по рядком. Карбышев почти круглосуточно со строителями, работающими в несколько смен. Все наиболее сложные работы (по монтажу, кессонированию, подъему несу щих опор и т. д.) ведутся под непосредст венным руководством Карбышева. Все инженерные расчеты он проверяет как главный техрук строительства. За восстанов лением Иртышского моста внимательно сле дят в Москве. В Омск командируется ста рый сибирский большевик заместитель наркома путей сообщения А. Г. Рогов. Тре тьего марта на общегородской партийной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2