Сибирские огни № 12 - 1979

нием. Главный руководитель военно-поле­ вых строительств Восточного фронта мно­ гое сделал по созданию оборонительных позиций, за которые шли непрерывные бои, пока резервы Колчака не оказались пере­ молотыми в ходе известной Тобольско- Ишимской операции Красной Армии. Теперь в значении военно-инженерных сооружений не сомневался никто из командиров и бой­ цов 3-й и 5-й армий, на которые пала исто­ рическая миссия добить «верховного прави­ теля» и освободить многострадальную Си­ бирь. Деятельность Карбышева значительно облегчалась правилом для прифронтовых районов, узаконенным ленинской директи­ вой от 16 июля 1919 г., о принудительных нарядах всему работоспособному, населе­ нию, мобилизации всей тягловой силы и т. д., если возникала необходимость «ра­ бот по укреплению позиций, проводимых военно-полевыми строительствами» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 50, с. 350). 14 октября 1919 г. колчаковские войска дрогнули и начали отступать по территории, сплошь охваченной повстанческим всена­ родным движением, которое В. И. Ленин метко определил, как «революция в «Кол- чакии». Через месяц части 27-й имени итальянского пролетариата стрелковой ди­ визии достигли столицы «верховного пра­ вителя» — Омска. Еще через месяц был освобожден Новониколаевск. В январе 1920 г. под Красноярском 5-я армия прово­ дит заключительную операцию по ликвида­ ции армии адмирала Колчака, остатки кото­ рой под командой генерала Каппеля бежали на восток. Восточный фронт был упразднен. Освобождение Сибири поручалось завер­ шить 5-й армии, ставшей отдельной, непо­ средственно подчиняющейся Главному ко­ мандованию и Реввоенсовету Республики. 7 марта, спустя месяц после расстрела в Иркутске по постановлению местного рев­ кома Колчака, туда Вступили части 30-й стрелковой дивизии. Наступление дальше, в Забайкалье и на Дальний Восток, пришлось приостановить, чтобы не столкнуться с японскими интервентами, и пойти на вре­ менный тактический шаг — согласиться на создание буферного демократического го­ сударства: Дальневосточной Республики (ДВР). Самое трудное, начиная с наступления советских войск от Тобола на восток, было не добивать агонизирующую и сокрушае­ мую сибирскими красными партизанами и повстанцами колчаковскую армию, а прод­ вигаться вдоль разрушаемой колчаковцами Транссибирской железнодорожной магист­ рали, по заснеженным трактам. При отступлении под натиском 5-й армии колчаковцы в Сибири повредили, взорвали и сожгли 167 железнодорожных мостов. Ведущие подсчет в единицах измерения того времени — погонных (линейных) саже­ нях (сажень — немногим более двух мет­ ров) специалисты железнодорожного транс­ порта в отчете высшему советскому орга­ ну — Сибирскому революционному комитету составили характеристику разру­ шений: Иртышский мост у Омска — 320 са­ жен, через реку У ду у Нижнеудинска — 190 сажен, через реку Бирюсу при подъезде к Тайшету — 170 сажен, через реку Ию у Тулуна — 96 сажен... Испорчены многие ки­ лометры железнодорожного пути. Расстро­ ено водоснабжение, так как взорваны, за­ морожены водокачки. Взорваны почти по­ всеместно стрелки, семафоры, уничтожено специальное оборудование на станциях. А на Сибирь, в силу безвыходного поло­ жения Республики, налагались Советом Обороны обязательства: скорее организо­ вать возможно большую отправку в центр голодающей России продовольствия, по­ мочь Европейской части страны отбитыми у колчаковцев «здоровыми» паровозами и вагонами, военными трофеями. Но все упи­ ралось в то, насколько быстро удастся на­ ладить нормальное движение на Трансси­ бирской железнодорожной магистрали. Характерные документы той поры: предсе­ датель Особой продовольственной комис­ сии Восточного фронта Н. П. Брюханов 11 ноября 1919 г. сообщил В. И. Ленину о возможности отправки в Центр отбитого у колчаковцев хлеба, но при условии, что бу­ дет обеспечена транспортировка по желез­ ной дороге, страдающей от нехватки паро­ возов и вагонов. Имея сведения о захвате Красной Армией огромных запасов продо­ вольствия, Владимир Ильич в виде боевых приказов дает установки продовольствен­ ным органам и железнодорожникам о при­ ложении всех сил с целью максимально быстрой отправки хлеба и другого продо­ вольствия из Сибири на запад. 20 декабря 1919 г. Совет Обороны приказывает Ревво­ енсоветам Восточного фронта и 5-й армии принять срочные меры к отправке захва­ ченных у белогвардейцев паровозов. Кон­ цовка приказа: «Поставить в известность всех красноармейцев, железнодорожников и рабочих, что от немедленного вывоза на Запад затребованных 200 паровозов зависит скорейшее завоевание Советской республи­ кой прочного почетного мира.— Предсов- обороны Ленин» (Ленинский сборник, XXX IV , с. 245). Д . М. Карбышев был в числе лиц, ответ­ ственных в армии за выполнение Ленинских директив, сформулированных вождем рево­ люции как важнейший политический тезис- лозунг: «Восстановление железнодорожно­ го и водного транспорта Сибири — одна из основных задач Республики». Когда на зад­ ний план отходило строительство в осво­ божденных районах оборонительных соору­ жений, на военного инженера конкретно возлагалось восстановление железнодорож­ ных мостов. Работы такого характера по специальному постановлению Совета Обо­ роны; подписанному В. И. Лениным 16 ян­ варя 1920 г., признавались «военно-срочны­ ми». Владимир Ильич внимательно следил за ними и высоко оценивал самоотвержен­ ную работу красноармейцев, рабочих и технического персонала по восстановлению железнодорожных мостов. Дмитрий Михайлович страстно стремился попасть в родной Омск, где с момента ос­ вобождения бывшей «столицы верховного правителя» находились командование да и управление военно-инженерных войск. Но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2