Сибирские огни № 12 - 1979
нием. Главный руководитель военно-поле вых строительств Восточного фронта мно гое сделал по созданию оборонительных позиций, за которые шли непрерывные бои, пока резервы Колчака не оказались пере молотыми в ходе известной Тобольско- Ишимской операции Красной Армии. Теперь в значении военно-инженерных сооружений не сомневался никто из командиров и бой цов 3-й и 5-й армий, на которые пала исто рическая миссия добить «верховного прави теля» и освободить многострадальную Си бирь. Деятельность Карбышева значительно облегчалась правилом для прифронтовых районов, узаконенным ленинской директи вой от 16 июля 1919 г., о принудительных нарядах всему работоспособному, населе нию, мобилизации всей тягловой силы и т. д., если возникала необходимость «ра бот по укреплению позиций, проводимых военно-полевыми строительствами» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 50, с. 350). 14 октября 1919 г. колчаковские войска дрогнули и начали отступать по территории, сплошь охваченной повстанческим всена родным движением, которое В. И. Ленин метко определил, как «революция в «Кол- чакии». Через месяц части 27-й имени итальянского пролетариата стрелковой ди визии достигли столицы «верховного пра вителя» — Омска. Еще через месяц был освобожден Новониколаевск. В январе 1920 г. под Красноярском 5-я армия прово дит заключительную операцию по ликвида ции армии адмирала Колчака, остатки кото рой под командой генерала Каппеля бежали на восток. Восточный фронт был упразднен. Освобождение Сибири поручалось завер шить 5-й армии, ставшей отдельной, непо средственно подчиняющейся Главному ко мандованию и Реввоенсовету Республики. 7 марта, спустя месяц после расстрела в Иркутске по постановлению местного рев кома Колчака, туда Вступили части 30-й стрелковой дивизии. Наступление дальше, в Забайкалье и на Дальний Восток, пришлось приостановить, чтобы не столкнуться с японскими интервентами, и пойти на вре менный тактический шаг — согласиться на создание буферного демократического го сударства: Дальневосточной Республики (ДВР). Самое трудное, начиная с наступления советских войск от Тобола на восток, было не добивать агонизирующую и сокрушае мую сибирскими красными партизанами и повстанцами колчаковскую армию, а прод вигаться вдоль разрушаемой колчаковцами Транссибирской железнодорожной магист рали, по заснеженным трактам. При отступлении под натиском 5-й армии колчаковцы в Сибири повредили, взорвали и сожгли 167 железнодорожных мостов. Ведущие подсчет в единицах измерения того времени — погонных (линейных) саже нях (сажень — немногим более двух мет ров) специалисты железнодорожного транс порта в отчете высшему советскому орга ну — Сибирскому революционному комитету составили характеристику разру шений: Иртышский мост у Омска — 320 са жен, через реку У ду у Нижнеудинска — 190 сажен, через реку Бирюсу при подъезде к Тайшету — 170 сажен, через реку Ию у Тулуна — 96 сажен... Испорчены многие ки лометры железнодорожного пути. Расстро ено водоснабжение, так как взорваны, за морожены водокачки. Взорваны почти по всеместно стрелки, семафоры, уничтожено специальное оборудование на станциях. А на Сибирь, в силу безвыходного поло жения Республики, налагались Советом Обороны обязательства: скорее организо вать возможно большую отправку в центр голодающей России продовольствия, по мочь Европейской части страны отбитыми у колчаковцев «здоровыми» паровозами и вагонами, военными трофеями. Но все упи ралось в то, насколько быстро удастся на ладить нормальное движение на Трансси бирской железнодорожной магистрали. Характерные документы той поры: предсе датель Особой продовольственной комис сии Восточного фронта Н. П. Брюханов 11 ноября 1919 г. сообщил В. И. Ленину о возможности отправки в Центр отбитого у колчаковцев хлеба, но при условии, что бу дет обеспечена транспортировка по желез ной дороге, страдающей от нехватки паро возов и вагонов. Имея сведения о захвате Красной Армией огромных запасов продо вольствия, Владимир Ильич в виде боевых приказов дает установки продовольствен ным органам и железнодорожникам о при ложении всех сил с целью максимально быстрой отправки хлеба и другого продо вольствия из Сибири на запад. 20 декабря 1919 г. Совет Обороны приказывает Ревво енсоветам Восточного фронта и 5-й армии принять срочные меры к отправке захва ченных у белогвардейцев паровозов. Кон цовка приказа: «Поставить в известность всех красноармейцев, железнодорожников и рабочих, что от немедленного вывоза на Запад затребованных 200 паровозов зависит скорейшее завоевание Советской республи кой прочного почетного мира.— Предсов- обороны Ленин» (Ленинский сборник, XXX IV , с. 245). Д . М. Карбышев был в числе лиц, ответ ственных в армии за выполнение Ленинских директив, сформулированных вождем рево люции как важнейший политический тезис- лозунг: «Восстановление железнодорожно го и водного транспорта Сибири — одна из основных задач Республики». Когда на зад ний план отходило строительство в осво божденных районах оборонительных соору жений, на военного инженера конкретно возлагалось восстановление железнодорож ных мостов. Работы такого характера по специальному постановлению Совета Обо роны; подписанному В. И. Лениным 16 ян варя 1920 г., признавались «военно-срочны ми». Владимир Ильич внимательно следил за ними и высоко оценивал самоотвержен ную работу красноармейцев, рабочих и технического персонала по восстановлению железнодорожных мостов. Дмитрий Михайлович страстно стремился попасть в родной Омск, где с момента ос вобождения бывшей «столицы верховного правителя» находились командование да и управление военно-инженерных войск. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2